Кандидатура Узбекистана в члены Совета по правам человека, 2021 - 2023 годы
Добровольные обязательства и обещания, представляемые в соответствии с резолюцией 60/251 Генеральной Ассамблеи
Введение
1. Республика Узбекистан, действуя согласно своей внутренней демократической процедуре и в подтверждение своей приверженности делу поощрения и защиты прав и свобод человека, имеет честь предложить свою кандидатуру в члены Совета по правам человека на период 2021–2023 годов на выборах, которые состоятся в 2020 году в Нью-Йорке.
2. Республика Узбекистан является одним из членов — основателей Совета по правам человека. Она имела честь участвовать в согласовании и утверждении мер по институциональному оформлению системы основных глобальных механизмов по правам человека и в настоящее время поддерживает усилия, направленные на дальнейшее укрепление этой системы.
3. Узбекистан твердо привержен целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека и неукоснительно выполняет свои международные обязательства в области прав человека в соответствии с положениями Конституции, которые охватывают ценности и принципы демократии и основных свобод, закрепленных в Международном билле о правах человека.
4. Однако до сих пор Узбекистан не был членом Совета по правам человека. Будучи глубоко привержен делу поощрения прав человека и осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Узбекистан надеется на дальнейшую поддержку и доверие международного сообщества в его усилиях по содействию поощрению и защите прав человека как на региональном, так и на международном уровнях, в том числе в рамках Совета по правам человека.
5. В соответствии с резолюцией 60/251 Генеральной Ассамблеи ниже приводится краткий обзор вклада Узбекистана в деятельность в области прав человека и его добровольные обязательства и обещания в этой связи.
Прогресс, достигнутый в деле поощрения и защиты прав человека
6. Вопросы поощрения, соблюдения и защиты прав человека рассматриваются в качестве одного из приоритетов государственной политики Узбекистана. На сегодняшний день в стране сформирована стабильная политическая система, отвечающая современным критериям демократии и прав человека. Разработана уникальная модель, обеспечивающая систематическое и последовательное внедрение стандартов в области прав человека в национальное законодательство и правоприменительную практику.
7. В соответствии с международными обязательствами создана база нормативно-правовых актов о личных, политических, экономических, социальных и культурных правах человека: принято 12 конституционных законов, 18 кодексов и более 700 законодательных актов, регулирующих права и основные свободы человека, провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека и соответствующих международных соглашениях и договорах. Введена практика, согласно которой законопроекты выносятся на общественное обсуждение и публикуются на общедоступном информационном портале.
8. В 2017 году Республика Узбекистан вступила в наиважнейшую стадию своего демократического и правового развития — этап дальнейшей модернизации страны и реформирования всех аспектов жизни общества. Разработана грандиозная, ориентированная на преобразования «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах», ставшая стратегической программой политических и экономических реформ в Узбекистане. В этой программе определено общее видение развития страны, основывающееся на претворении в жизнь принципа «не народ должен служить государству, а государство должно служить народу».
9. В стратегии действий определены пять приоритетных направлений развития Узбекистана на 2017–2021 годы, которые включают:
a) усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ;
b) обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы, направленное на укрепление подлинной независимости судебной власти и гарантий надежной защиты прав и свобод граждан; обеспечение подотчетности и открытости деятельности государственных органов, развитие системы «электронное правительство», борьбу с коррупцией;
c) развитие и либерализацию экономики;
d) развитие социальной сферы — реформы в сфере занятости, миграции, здравоохранения, образования;
e) обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности и усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации.
10. В целях осуществления Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года правительство утвердило национальные цели и задачи в области устойчивого развития на период до 2030 года, которые включат 16 национальных целей и 127 задач, а также 206 показателей реализации, которые размещены в открытом доступе. Утверждена «дорожная карта» по организации имплементации национальных целей и задач, которая предусматривает последовательные шаги по сокращению нищеты населения, укреплению продовольственной безопасности, пропаганде здорового образа жизни, обеспечению качественного образования, расширению участия женщин в процессе демократического обновления и модернизации страны, сокращению неравенства во всех его проявлениях и обеспечению доступа к правосудию.
11. В 2018 году мировое сообщество торжественно отпраздновало семидесятую годовщину принятия Всеобщей декларации прав человека и двадцать пятую годовщину принятия Венской декларации и Программы действий по правам человека. Узбекистан принял специальную государственную программу мероприятий по всестороннему информированию общественности о сути и смысле первого универсального международного документа по правам человека, а также по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области прав человека и обеспечению соблюдения новых международных договоров.
12. Узбекистан поддерживает усилия по укреплению Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, предпринимая шаги с целью обеспечить его эффективное и независимое функционирование. По случаю семидесятой годовщины Всеобщей декларации прав человека Узбекистан внес добровольный взнос в бюджет Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека в размере 100 000 долл. США.
13. В рамках осуществления в Узбекистане Всемирной программы образования в области прав человека и Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека создана система образования в области прав человека, которая включает программы повышения осведомленности о правах человека для детей, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, государственных должностных лиц, сотрудников правоохранительных органов и педагогических, медицинских и социальных работников на базе соответствующих образовательных учреждений, центров и курсов повышения квалификации.
14. Узбекистан вносит значительный вклад в реализацию прав человека в контексте всех мер, принимаемых им на международной арене. Сегодня страна выходит на новый уровень развития как субъект международного права, выступая с предложениями о заключении международных договоров как активный участник международной нормотворческой деятельности. На семьдесят третьей сессии Генеральной Ассамблеи по предложению Узбекистана был принят важный документ — резолюция под названием «Просвещение и религиозная толерантность», что явилось практическим воплощением инициативы Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева. В резолюции Ассамблея подчеркивает важную роль поощрения просвещения, мира, прав человека, толерантности и дружбы и признается также значимость инклюзии, взаимоуважения, уважения прав человека, толерантности и понимания для укрепления безопасности и мира на планете.
15. Узбекистан последовательно выступает соавтором практически всех резолюций Генеральной Ассамблеи, касающихся защиты, поощрения и развития прав человека, и голосует в их поддержку.
16. Налажен конструктивный диалог как с национальными, так и с международными неправительственными правозащитными организациями.
17. В ноябре 2018 года в Самарканде прошел Азиатский форум по правам человека, приуроченный к семидесятой годовщине Всеобщей декларации прав человека. Значение этого мероприятия заключается в том, что оно было направлено на совершенствование существующих и формирование новых механизмов защиты прав человека и выработку практических рекомендаций по развитию сотрудничества национальных учреждений по правам человека в регионе. На форуме была принята Самаркандская декларация прав человека, которая была утверждена в качестве документа семьдесят третей сессии Генеральной Ассамблеи. Парламент Узбекистана утвердил «дорожную карту» по реализации итогового решения Самаркандского форума по правам человека («духа Самарканда»), в котором вновь подчеркивается, что нет таких цивилизаций и таких государств, в которых идеи свободы, равенства и защиты прав человека не имели бы первостепенного значения.
18. Мы преисполнены решимости продолжать эту важную работу. Наши главные приоритеты — оказание всесторонней помощи в самореализации и обеспечение защиты основных прав и законных интересов человека. От этого зависят мир, стабильность и благополучие граждан.
Расширение прав и возможностей женщин
19. Уровень культурного развития любого общества определяется его отношением к женщинам. Руководствуясь этим принципом, Узбекистан в приоритетном порядке принимает активные меры с целью обеспечить соблюдение принципов недискриминации и гендерного равенства, а также защиту и расширение прав и возможностей женщин.
20. Узбекистан прилагает активные усилия по реализации принципов гендерного равенства для достижения целей в области устойчивого развития, касающихся расширения прав и возможностей женщин. Парламентом страны учреждена Комиссия по защите гендерного равенства женщин, основные задачи которой — обеспечение гендерного равенства во всех сферах жизни общества и расширение участия женщин в процессах принятия решений, а также разработка предложений по реализации общепризнанных международных норм о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
21. Узбекистан работает над осуществлением Пекинской платформы действий и национального плана, разработанного в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
22. В рамках усилий по включению в национальное законодательство положений международных договоров по правам человека ведется работа над законопроектами о гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин и о защите женщин от притеснений и насилия.
23. Узбекистан намерен добиться огромного прогресса в обеспечении гендерного равенства. В качестве подтверждения этому на момент подготовки настоящего документа следует отметить избрание женщины на пост председателя верхней палаты парламента и учреждение в составе сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Комитета по делам женщин и гендерного равенства.
Права ребенка
24. Узбекистан добился заметного прогресса в деле поощрения прав ребенка. В стране ведется широкомасштабная работа по поддержке материнства и детства, обеспечению всеобщего охвата детей дошкольным и школьным образованием, созданию условий для духовного и физического развития детей и обеспечению соблюдения требований Конвенции о правах ребенка.
25. В 2019 году международное сообщество широко отмечает тридцатую годовщину принятия Конвенции о правах ребенка. В этой связи государство принимает дополнительные меры по дальнейшему усилению гарантий прав ребенка, включая обеспечение наилучших интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с тем чтобы детям было гарантировано право обращения в государственные органы и чтобы в законодательстве было закреплено право детей в возрасте до 14 лет самостоятельно обращаться в государственные органы с требованиями о выполнении их родителями обязательств по уплате алиментов.
26. В соответствии с рекомендациями договорных органов Организации Объединенных Наций минимальный брачный возраст как для женщин, так и для мужчин установлен в восемнадцать лет.
27. Во исполнение положений Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах, в Уголовный кодекс внесены изменения и дополнения, ужесточающие нормы ответственности за вербовку лиц, не достигших 18-летнего возраста, в качестве наемников, а также за обучение, финансирование или предоставление материальной помощи в целях вербовки несовершеннолетних в качестве наемников, использование детей в вооруженных конфликтах или военных действиях и предусматривающие более строгие меры наказания за торговлю детьми.