В рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах в стране проводится масштабная работа в сфере обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан, претворения в жизнь важнейшего конституционного принципа, провозгласившего: «высшей ценностью, является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права».
Избирательный кодекс, принятый парламентом с учетом международных избирательных стандартов и требований проведения выборов, раскрывает практические механизмы претворения в жизнь конституционных норм о голосовании, а также об обеспечении политических прав граждан, свободы выбора, мысли, слова и убеждений.
Согласно статьям 4 и 5 Избирательного кодекса, граждане независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, образования, рода и характера занятий обладают равным избирательным правом. При этом каждый гражданин, участвующий в выборах, имеет один голос. Также исключен ранее действовавший запрет на участие в выборах лиц, содержащихся в местах лишения свободы за совершенные преступления, не представляющие большой общественной опасности и менее тяжкие преступления.
Теперь, согласно законодательству, не участвуют в выборах только граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления. В любых других случаях прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан не допускается.
Эти нормы, имеющие неоценимое значение в обеспечении политических прав граждан, являются более демократичными, чем во многих странах ОБСЕ, где к выборам не допускаются лица, содержащиеся в местах лишения свободы.
Кроме того, в кодексе закреплено прямое избирательное право граждан и обеспечение тайны голосования. То есть действует принцип, согласно которому все в выборах, за исключением тайны голосования, — открыто и гласно.
Так, депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса, депутаты местных Кенгашей избираются гражданами непосредственно. При этом, несмотря на то, что избирательные комиссии всех уровней осуществляют свою деятельность открыто и гласно, само голосование на выборах является свободным и тайным, не допускается контроль за волеизъявлением избирателей.
Избирательное законодательство страны обеспечивает реализацию Копенгагенского документа ОБСЕ от 1990 года, который гласит, что государства — участники ОБСЕ должны «уважать право граждан добиваться политической или общественной должности, в индивидуальном порядке или в качестве представителей политических партий или организаций без дискриминации».
В статье 70 кодекса закреплено, что выдвижение кандидатов в депутаты осуществляется высшими органами политических партий, а порядок подбора кандидатов в депутаты определяется самими политическими партиями.
При этом число женщин должно составлять не менее 30 процентов
от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии, являющихся членами своей партии или беспартийными. Их права добиваться политических или государственных постов в личном качестве полностью обеспечиваются.
Важную роль в обеспечении открытости избирательного процесса является право доступа граждан к информации по выборам и их результатов. Так они могут получать ее через средства массовой информации, которые освещают их подготовку и проведение, решения избирательных комиссий.
Кроме того, для обеспечения транспарентности на всех мероприятиях, в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, органов самоуправления граждан, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств, международных организаций. В текущем году ожидается участие около 100 тысяч наблюдателей от пяти политических партий нашей страны, а также свыше 650 зарубежных и международных наблюдателей.
После завершения голосования результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии (УИК), заносятся в протокол, который оглашается ее председателем или заместителем председателя. Его копия незамедлительно вывешивается в помещении УИК для всеобщего ознакомления на срок не менее сорока восьми часов.
Предусмотрено создание необходимых условий для голосования тем, кто находится за пределами государства, в образованных избирательных участках при дипломатических и иных представительствах Узбекистана в зарубежных странах. Эти участки входят в округа по месту их нахождения.
Также в статье 102 кодекса предусмотрены нормы, гарантирующие судебную защиту прав и свобод граждан, обжалование в суд незаконных действий госорганов, должностных лиц, общественных объединений. Иными словами, кандидату или наблюдателю предоставлено право подать жалобу относительно любого аспекта избирательного процесса (в том числе запросить пересчет голосов или признать недействительными результаты выборов).
Решения ЦИК могут быть обжалованы в Верховном суде в течение десяти дней после его принятия. Жалоба будет рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней — незамедлительно. При этом истец имеет право непосредственно участвовать при его рассмотрении.
Принятый Избирательный кодекс станет надежной основой для проведения подлинных демократических выборов.
Учитывая те глубинные изменения, которые произошли в обществе и мышлении людей за последние три года, можем с уверенностью заявить, что выборы 2019 года пройдут в совершенно новых политических условиях — сильной межпартийной конкуренции, борьбы идей и программ.
Акмал САИДОВ,
директор Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека
- Добавлено: 13.11.2019
- Просмотров: 5137
- Распечатать