Гендерное равенство – неотъемлемое слагаемое прав человека

22 февраля, в Женеве начала свою работу 46-я сессия Совета ООН по правам человека. Для нашей страны, этот день имеет особое значение, в связи с тем, что 13 октября 2020 года делегаты Генеральной Ассамблеи ООН избрали Узбекистан членом Совета ООН по правам человека (СПЧ) на трехлетний срок, начиная с 1 января 2021 года. Это является признанием действий Узбекистана на пути демократических реформ в своей стране и его инициатив на международном уровне в сфере прав человека.

Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев в своем выступлении с трибуны Совета по правам человека озвучил важные направления дальнейшего углубления демократических преобразований в Узбекистане. Основной целью Узбекистана является защита и соблюдение прав человека, для реализации этого направления была разработана и принята Национальная стратегия по правам человека (июнь 2020 г.). В соответствии с этим пристальное внимание уделяется таким направлениям как: обеспечение прав лиц с особыми потребностями; защите прав молодёжи; искоренение принудительного и детского труда; образование в области прав человека; сокращение числа лиц без гражданства; решение вопросов гендерной политики.

Гендерная политика занимает важное место в вопросах развития страны, население которой на 50,3% составляют женщины. Но женщин, занимающих активную жизненную позицию в общественных вопросах, в Узбекистане, как и во всем современном мире ещё не достаточно. Одна из причин такого положения возможно кроится в том, что традиционно девочек готовят к семейной жизни и не уделяют внимание ее участию в остальных областях жизни. В этом направлении намечены повышение роли женщин в общественной, политической и деловой жизни страны. С правовой точки зрения в Узбекистане вопросы равенства полов закреплены и защищаются Конституцией страны и другими законами, в том числе и совсем недавними законами Республики Узбекистан: «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» и «О защите женщин от притеснения и насилия» от 02.09.2019 г. Тот факт, что в Узбекистане приняты такие законы, говорит о существующих сложностях в данном направлении и о решительности государства изменить положение вещей.

Проблемы с гендерным неравенством и домашним насилием особенно болезненно проявились в ситуации с пандемией, когда в связи с самоизоляцией многие женщины и девочки остались без материального дохода и в постоянном контакте с источником физической и эмоциональной агрессии, что привело к негативным последствиям в данном вопросе. Такое положение стало подтверждением своевременности осуществления государственной политики в сфере обеспечения равных прав и возможностей для женщин и мужчин. Государственной политики, направленной на ликвидацию дискриминации и гендерного неравенства в отношении женщин и девочек и основанной на статистической информации, которая отражает положение женщин и мужчин во всех сферах жизни общества на основе гендерных показателей.

Естественно, что ситуация изменится не за одно мгновение, но общество идет по этому пути – пути изменения стереотипа в отношении женщин, их способностей, возможностей и потребностей, не только у мужчин, но и у самих женщин. Ярким доказательством возможностей женщин могут служить примеры наших соотечественниц, уже достигших успеха на выбранных ими поприщах. Женщины в государственных структурах – Танзила Нарбаева, Светлана Артикова, Эльмира Баситханова; женщины-предприниматели – Замира Рахманова, Мария Портнова; представительницы творческого направления – Дильбар Абдурахманова, Насиба Абдуллаева; наши спортсменки – Оксана Чусовитина, Ирода Туляганова и многие другие. Такие достижения женщин нашей страны и не менее яркие и достойные примеры женщин по всему миру, служат стимулом для представительниц молодого поколения, ставить для себя цели и добиваться их воплощения.

Со своей стороны, руководство страны, всесторонне изучив национальный и международный опыт в области гендерного равенства, учитывая национальные особенности и другие аспекты принимает необходимые меры в решении вопросов равноправия женщин и мужчин при осуществлении ими личных, политических, экономических, социальных и культурных прав. Работа, проделанная в этом направлении, отражается в государственной политики, при которой государство гарантирует:

– равные права и возможности для женщин и мужчин к доступу ко всем видам образования, переподготовки и повышения квалификации, к участию в осуществлении образовательного и научного процесса и доступу к культуре, культурным ценностям и наследию;

– содействие гендерному просвещению граждан путем внедрения гендерной тематики в различные образовательные программы;

– подготовку и публикацию учебной литературы, свободной от неверных представлений, основанных на идее превосходства одного из полов;

– регулярный мониторинг учебных программ и учебников на соответствие принципу недопустимости дискриминации по признаку пола;

– поощрение и всестороннюю поддержку информационно-просветительских мероприятий, направленных на повышение правовой культуры населения, по вопросам обеспечения реализации гендерной политики.

Не взирая на все сделанное, нужно признать, что Узбекистан находится только в начале своего пути к гендерному равенству. Следующим шагом станет Диалог женщин-лидеров стран Центральной Азии и региональный женский бизнес-форум, которые планируется провести в этом году в Узбекистане, о чем объявил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в ходе своего вступления на 46-й сессии совета по правам человека Организации Объединенных Наций. Председательство в рамках Диалога женщин-лидеров Центральной Азии в 2021 году возложено на председателя Сената Олий Мажлиса Т. Нарбаеву. Несомненно, что взаимодействие между государствами региона принесет большую пользу в решении вопросов по усилению роли женщин каждой из стран-участниц Центральноазиатского региона.

 

Нонна Сафарова,
сотрудник Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech