Национальные, региональные и международные инициативы Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН широко поддерживаются нашей общественностью и международным сообществом. Это положительное отношение, с одной стороны подтверждают, что Узбекистан последовательной и уверенной поступью движется дорогой национального развития, с другой – является еще одним ярким подтверждением укрепления места и авторитета нашей страны на международной арене.
От национального закона – к международной конвенции
Во-первых, необходимо подчеркнуть, что 18 мая 2021 года на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева единогласно была принята специальная резолюция об объявлении Приаральского региона территориией экологических инноваций и технологий. Примечательно, что около 60 государств из разных регионов приняли участие в данной резолюции как соавторы.
Во-вторых, на заседании Сената Олий Мажлиса был обсужден и утвержден Закон Республики Узбекистан “О ратификации Международной конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 года)”, разаботанный Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека.
Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении 22 февраля 2021 года на 46-й сессии Совета по павам человека ООН останавливался на этом. Глава государства с высокой трибуны предлагая международной общественности создать Региональный совет по вопросам самореализации людей с ограниченными возможностями отметил, что в Узбекистане особое внимание уделяется обеспечению прав лиц с особенными потребностями.
Законодательная инициатива Узбекистана: последовательность и эффективность
Вопрос о присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о правах инвалидов ООН был предусмотрен в следующих программных документах:
во-первых, в Указе “О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью” (принят 1 декабря 2017 года);
во-вторых, в Программе мер, посвященных 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека (утвержден Указом от 5 мая 2018 года);
в-третьих, в Национальной стратегии Республики Узбекисчтан по правам человека (утвержден Указом от 22 июня 2020 года);
в-четвертых, “дорожная карта” по реализации инциатив в выступлении Президента Республики Узбекистан 22 февраля 2021 года в Совете прав человека Организации Объединенных Наций.
В заключительных рекомендациях и соображениях Совета прав человека ООН и договорных органов ООН – Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, Комитета по ликвидации расовой дискриминации несколько раз Узбекистану рекомендовано принятие мер по ратификации Конвенции о правах инвалидов.
В этом направлении велась работа по совершенствованию Закона “О социальной защите инвалидов в Республике Узбекистан”, принятого 18 ноября 1991 года и утвержденного в новой редакции в 2008 году. По инициативе Президента Республики Узбекистан в 2017 году был разработан проект Закона “О правах лиц с инвалидностью”. Проект был размещен в портале 20 июля 2018 года для всенародного обсуждения.
В проекте Закона “О правах лиц с инвалидностью”, разработанного по инициативе Президента Республики Узбекистан, было обращено внимание в частности, на международные стандарты и требования Конвенции о правах инвалидов ООН, самое важное, на учет ее основной философии, а также применению термина “лиц с инвалидностью” вместо “инвалида”.
Потом, 22 июля 2020 года, проект Закона “О правах лиц с инвлидностью” был принят Законодательной палатой, 11 сентября 2020 года одобрен Сенатом и 15 октября подписан Президентом Республики Узбекистан. Согласно статье 49 Закона после трех месяцев его официального объявления – 15 января 2021 года он вступил в силу.
Таким образом, по инициативе Президента Республики Узбекистан был принят отдельный Закон в этой сфере. В свою очередь, в рамках международной инициативы главы нашего государства Узбекистаном была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов.
В целом, В Узбекистане соблюдение принципа социальной справедливости, создание необходимых условий нуждающимся в помощи и поддержке, в первую очередь людям с ограниченными возможности для полноценной жизни постоянно находится в центре внимания главы нашего государства.
Конвенция – Конституция для лиц с инвалидностью
Как известно, Конвенция о правах инвалидов была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года. По состоянию на февраль 2021 года из 193 государств-членов ООН 182 ратифицировали данную Конвенцию.
Обратите внимание: Конвенция о правах инвалидов ООН - первый договор о правах человека, принятый в ХХI веке.
В Конвенции провозглашены права и основные свободы инвалидов, в частности их права на проживание, гражданство, правовому защиту, получения образования, сохранения здоровья, трудиться наравне с другими, участия в политической, социальной, культурной жизни, досуга, отдыха и занятия спортом, создания необходимых условий жизниобеспечения им и их семьям, получения социальной защиты. Определены и гарантии обеспечения этих прав.
Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей и принята на основе анализа состояния лиц с инвалидностью в мире. По подсчетам Всемирной организации здравохранения 15 процентов населения мира составляют лица с инвалидностью, в настоящее время их число достигла 1 миллиарда человек.
Самое важное в том, что Конвенция принята на основе глубокого анализа состояния лиц с инвалидностью. Примечательно и то, что данный международно-правовой документ воплотил в себе разнообразие этих людей и принципов их ценности и достоинства.
Основная идея Конвенции состоит в том, что лица с инвалидностью должны иметь возможность пользоваться без дискриминации всеми правами и свободами человека.
Как отмечено в статье 1, целью Конвенции является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.
В статье 4 Конвенции приведены общие обязательства обеспечения прав, поощрение и защита лиц с инвалитдностью. В частности, государства-участники обязуются:
принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в Конвенции;
принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;
учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов;
принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;
проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию;
поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.
В защите прав лиц с инвалидностью в качестве приоритетных субъектов указаны женщины-инвалиды (статья 6) и дети-инвалиды (статья 7).
Учрежден орган уполномоченный проведить мониторинг выполнения положений Конвенции, рассмотреть доклады государств-членов, а также выносить по нему предложения и общие рекомендации - Комитет по правам инвалидов ООН (в составе из 18 государств-участников).
Государства-участники представляют национальные доклады после ратификации Конвенции в течение двух лет, потом раз в четыре года.
Юридические основы защиты прав лиц с инвалитдностью
В нашей стране одним из приоритетных направлений государственной политики защиты прав лиц с инвалидностью является обеспечение лицам с инвалидностью равных возможностей с другими гражданами предусмотренные в Конституции гражданские, экономические, политические и другие права и свободы в соответствии с провозглашенными общепринятыми международными нормами и принципами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Узбекистан.
В Узбекистане проживает свыше 760 тысяч лиц с инвалидностью. Они обеспечены социальной помощью и поддержкой, медицинско-реабилитиционными мерами.
В частности, постановлением Кабинета Министров от 28 апреля 2021 года утвержден «Административный регламент оказания государственных услуг по назначению пенсий отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите». В соответствии с этим документом оказание государственных услуг по назначение пенсий отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите начинается с 1 августа 2021 года.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров от 29 апреля 2021 года при правительстве создан Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью. Основными задачами Межведомственного совета являются:
координация деятельности органов, реализующих государственную политику в области обеспечения прав лиц с инвалидности, а также органов местного самоуправления;
участие в реализации госпрограмм реабилитации, социальной защиты и защиты прав лиц с инвалидности;
содействие в образовании, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, трудоустройстве лиц с инвалидности;
участие в создании благоприятных условий для полноценного участия инвалидов в жизни общества и государства.
Несмотря на любое положение в жизни общества на основе защиты политических, социально-экономических и культурных прав лежит принцип не допущение дискриминации человека, в том числе за его инвалидность. Очень важно, что в этом деле активность проявляют не тоько государственные организации, но и институты гражданского общества.
В настоящее время в нашей стране в сфере инвалидности действуют около 600 негосударственных некоммерческих организаций. Среди них имеются такие ННО, как Общество инвалидов Узбекистана, Общественный фонд инвалидов Узбекистана, Национальная ассоциация Узбекистана инвалидов-предпринимателей-женщин, Центр молодежи и детей с ограниченными возможностями, Общественый центр “Умр” помощи детям и подросткам с инвалидностью Узбекистана, Общественное объединение инвалидрв “Инклюзивная жизнь”, Общества слепых Узбекистана, Общество глухих Узбекистана.
Права лиц с инвалидностью в Узбекистане регулируются Конституцией Республики Узбекистан, законами “О правах лиц с инвалидностью”, “Об образовании”, “Об охране здоровья граждан”, “О занятости населения”, “О гарантиях прав ребенка”, “О государственном пенсионном обеспечении граждан”, “Об охране труда”, “О физической культуре и спорте”, а также Трудовым кодексом Республики Узбекистан.
Национальное законодательство, регулирующий права лиц с инвалидностью состоит из:
закона “О правах лиц с инвалидностью”, регулирующего все социально-экономические права лиц с инвалидностью, а также законов, направленных на реализацию прав лиц с инвалидностью на получение образования и других нормативно-правовых документов;
здравоохранение и оказание медицинской помощи;
вопросы занятости;
пользование физической культурой и спрортом, досуг;
социальные объекты и услуги, транспорт, связь и средства информации;
правосудие;
участие в государственных и общественных делах;
ответственность за нарушение прав лиц с инвалидностью.
Подытоживая можно сказать, что ратифицированная Узбекистаном Конвенция о правах инвалидов ООН является международно-правовм документом, гарантирущий равенство, права лиц с инвалидностью, особенно получуние женщинами, детьми образования, сохранение здоровья, трудиться, достойного проживания их и их семьи.
При ратификации Конвенции опирались на три источника: национальное законодательство, зарубежную юридическую практику и на саму Конвенцию. Были глубоко изучены опыт таких государств, как США, Великобритания, Германия, Швейцария, Россия, Беларусь, Украина, Азербайджан.
В частности, такие ведущие государства, как США, Великобритания, Германия, Швейцария наряду с ратификацией Конвенцию о правах инвалидов приняли соответствующие национальные законы. Содержание всех этих законов идентичны, разработаны на основе требований Конвенции.
Заслуживает внимание и то, что в ФРГ имеются несколько законов, направленных на социальную защиту лиц с итнвалидностью. Например, к ним относится закон “Об обеспечении прав инвалидов в обществе, на работе и в профессиональной сфере”.
Говоря о правовой практике Узбекистана в этой сфере, необходимо отметить использование впервые уникального опыта законотворчества. То есть межлународно-правовой документ спева был имплементирован в национальное законодательство, а потом ратифицирован.
Самое главное, в результате ратификации Конвенции:
во-первых, система социальной защиты лиц с инвалидностью будет приведено в соответствие с международными нормами и стандартами;
во-вторых, расшириться возможность привлечения целевых ресурсов международных оргнизаций для усиления социальной защиты лиц с инвалидностью;
в-третьих, улучшится положительный международный имидж нашей страны в сфере социальной защиты населения.
Акмал САИДОВ,
Первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директор Национального центра по правм человека
- Добавлено: 03.06.2021
- Просмотров: 4568
- Распечатать