Инициативы Узбекистана – в действии: ратифицирована Конвенция о правах инвалидов

Национальные, региональные и международные инициативы Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН широко поддерживаются нашей общественностью и международным сообществом. Это положительное отношение, с одной стороны подтверждают, что Узбекистан последовательной и уверенной поступью движется дорогой национального развития, с другой – является еще одним ярким подтверждением укрепления места и авторитета нашей страны на международной арене.

 

От национального закона – к международной конвенции

Во-первых, необходимо подчеркнуть, что 18 мая 2021 года на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева единогласно была принята специальная резолюция об объявлении Приаральского региона территориией экологических инноваций и технологий. Примечательно, что около 60 государств из разных регионов приняли участие в данной резолюции как соавторы.

Во-вторых, на заседании Сената Олий Мажлиса был обсужден и утвержден Закон Республики Узбекистан “О ратификации Международной конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря  2006 года)”, разаботанный Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека.

Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении 22 февраля 2021 года на 46-й сессии Совета по павам человека ООН останавливался на этом. Глава государства с высокой трибуны предлагая международной общественности создать Региональный совет по вопросам самореализации людей с ограниченными возможностями отметил, что в Узбекистане особое внимание уделяется обеспечению прав  лиц с особенными потребностями.

 

Законодательная инициатива Узбекистана: последовательность и эффективность

Вопрос о  присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о правах инвалидов ООН был предусмотрен в следующих программных документах:

во-первых, в Указе “О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью” (принят 1 декабря 2017 года);

во-вторых, в Программе мер, посвященных 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека (утвержден Указом от 5 мая 2018 года);

в-третьих, в Национальной стратегии Республики Узбекисчтан по правам человека (утвержден Указом от 22 июня 2020 года);

в-четвертых, “дорожная карта” по реализации инциатив в выступлении Президента Республики Узбекистан 22 февраля 2021 года в Совете прав человека Организации Объединенных Наций.

В заключительных рекомендациях и соображениях Совета прав человека ООН и договорных органов ООН – Комитета по экономическим, социальным и культурным правам, Комитета по ликвидации расовой дискриминации несколько раз Узбекистану рекомендовано принятие мер по ратификации Конвенции о правах инвалидов.

В этом направлении велась работа по совершенствованию Закона “О социальной защите инвалидов в Республике Узбекистан”, принятого 18 ноября 1991 года и утвержденного в новой редакции в 2008 году. По инициативе Президента Республики Узбекистан в 2017 году был разработан проект Закона “О правах лиц с инвалидностью”. Проект был размещен в портале 20 июля 2018 года для всенародного обсуждения.

В проекте Закона “О правах лиц с инвалидностью”, разработанного по  инициативе Президента Республики Узбекистан, было обращено внимание в частности, на международные стандарты и требования Конвенции о правах инвалидов ООН, самое важное, на учет ее основной философии,  а также применению термина  “лиц с инвалидностью” вместо “инвалида”.

Потом, 22 июля 2020 года, проект  Закона “О правах лиц с инвлидностью” был принят Законодательной палатой, 11 сентября 2020 года одобрен Сенатом и 15 октября подписан Президентом Республики Узбекистан. Согласно статье 49 Закона после трех месяцев его официального объявления – 15 января 2021 года он  вступил в силу.

Таким образом, по инициативе Президента Республики Узбекистан был принят отдельный Закон в этой сфере. В свою очередь, в рамках международной инициативы главы нашего государства Узбекистаном была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов.

В целом, В Узбекистане  соблюдение принципа социальной справедливости, создание необходимых условий нуждающимся в помощи и поддержке, в первую очередь людям с ограниченными возможности для полноценной жизни постоянно находится в центре внимания главы нашего государства.

 

Конвенция – Конституция для лиц с инвалидностью

Как известно, Конвенция о правах инвалидов была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13  декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008 года. По состоянию на февраль 2021 года из 193 государств-членов ООН 182 ратифицировали данную Конвенцию.

Обратите внимание: Конвенция о правах инвалидов ООН - первый договор о правах человека, принятый в ХХI веке.

В Конвенции провозглашены права и основные свободы инвалидов, в частности их права на проживание, гражданство, правовому защиту, получения образования, сохранения здоровья, трудиться наравне с другими, участия в политической, социальной, культурной жизни, досуга, отдыха и занятия спортом, создания необходимых условий жизниобеспечения  им и их семьям, получения социальной защиты. Определены и гарантии обеспечения этих прав.

Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей и принята на основе анализа состояния лиц с инвалидностью в мире. По подсчетам Всемирной организации здравохранения  15 процентов населения мира составляют лица с инвалидностью, в настоящее время их число достигла 1 миллиарда человек.

Самое важное в том, что Конвенция принята на основе глубокого анализа состояния лиц с инвалидностью. Примечательно и то, что данный международно-правовой документ воплотил в себе разнообразие этих людей и принципов их ценности и достоинства.

Основная идея Конвенции состоит в том, что лица с инвалидностью должны иметь возможность пользоваться без дискриминации всеми правами и свободами человека.

Как отмечено в статье 1, целью Конвенции является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также  поощрение уважения присущего им достоинства.

В статье 4 Конвенции приведены  общие обязательства обеспечения прав, поощрение и защита лиц с инвалитдностью. В частности, государства-участники обязуются:

 принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в Конвенции;

 принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;

 учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов;

 принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;

 проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию;

 поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.

В защите прав лиц с инвалидностью в качестве приоритетных субъектов указаны женщины-инвалиды (статья 6) и дети-инвалиды (статья 7).

Учрежден орган уполномоченный проведить мониторинг выполнения положений Конвенции, рассмотреть доклады государств-членов, а также выносить по нему предложения и общие рекомендации -  Комитет по правам инвалидов ООН (в составе из 18 государств-участников).

Государства-участники представляют национальные доклады после ратификации  Конвенции в течение двух лет, потом  раз в четыре года.

 

Юридические основы защиты прав  лиц с инвалитдностью

В нашей стране одним из приоритетных направлений государственной политики защиты прав лиц с инвалидностью  является обеспечение лицам с инвалидностью равных возможностей с другими гражданами предусмотренные в Конституции гражданские, экономические, политические и другие права и свободы в соответствии с провозглашенными общепринятыми международными нормами и принципами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Узбекистан.

В Узбекистане проживает свыше 760 тысяч лиц с инвалидностью. Они обеспечены социальной помощью и поддержкой, медицинско-реабилитиционными мерами.

В частности, постановлением Кабинета Министров от 28 апреля 2021 года утвержден «Административный  регламент оказания государственных услуг по назначению пенсий отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите». В соответствии с этим документом оказание государственных услуг по назначение пенсий отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите начинается с 1 августа 2021 года.

Кроме того,  постановлением Кабинета Министров от 29 апреля 2021 года при правительстве создан Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью. Основными задачами Межведомственного совета являются:

 координация деятельности органов, реализующих государственную политику в области обеспечения прав лиц с инвалидности, а также органов местного самоуправления;

 участие в реализации госпрограмм реабилитации, социальной защиты и защиты прав лиц с инвалидности;

 содействие в образовании, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, трудоустройстве лиц с инвалидности;

 участие в создании благоприятных условий для полноценного участия инвалидов в жизни общества и государства.

Несмотря на любое положение в жизни общества на основе защиты политических, социально-экономических и культурных прав лежит принцип не допущение дискриминации человека, в том числе за его инвалидность. Очень важно, что в этом деле активность проявляют не тоько государственные организации, но и  институты гражданского общества.

В настоящее время в нашей стране в сфере инвалидности  действуют около 600 негосударственных некоммерческих организаций. Среди них имеются такие ННО, как Общество инвалидов Узбекистана, Общественный фонд инвалидов Узбекистана, Национальная ассоциация Узбекистана инвалидов-предпринимателей-женщин, Центр молодежи и детей с ограниченными возможностями, Общественый центр “Умр” помощи детям и подросткам с инвалидностью Узбекистана, Общественное объединение инвалидрв “Инклюзивная жизнь”, Общества слепых Узбекистана, Общество глухих Узбекистана.

Права лиц с инвалидностью в Узбекистане регулируются Конституцией  Республики Узбекистан, законами “О правах лиц с инвалидностью”, “Об образовании”, “Об охране  здоровья граждан”, “О занятости населения”, “О гарантиях прав ребенка”, “О государственном пенсионном обеспечении  граждан”, “Об охране  труда”, “О физической культуре и спорте”, а также Трудовым кодексом Республики Узбекистан.

Национальное законодательство, регулирующий права лиц с инвалидностью состоит из:

 закона “О правах лиц с инвалидностью”, регулирующего все социально-экономические права  лиц с инвалидностью, а также законов, направленных на реализацию прав лиц с инвалидностью на получение образования и других нормативно-правовых документов;

 здравоохранение и оказание медицинской помощи;

 вопросы занятости;

 пользование физической культурой и спрортом, досуг;

 социальные объекты и услуги, транспорт, связь и средства информации;

 правосудие;

 участие в государственных и общественных делах;

 ответственность за нарушение прав лиц с инвалидностью.

Подытоживая можно сказать, что ратифицированная Узбекистаном Конвенция о правах инвалидов ООН является международно-правовм документом, гарантирущий равенство, права лиц с инвалидностью, особенно получуние женщинами, детьми образования, сохранение здоровья, трудиться, достойного проживания их и их семьи.

При ратификации Конвенции опирались на три источника: национальное законодательство, зарубежную юридическую практику и на саму Конвенцию. Были глубоко изучены опыт таких государств, как США, Великобритания, Германия, Швейцария, Россия, Беларусь, Украина, Азербайджан.

В частности, такие ведущие государства, как США, Великобритания, Германия, Швейцария наряду с ратификацией Конвенцию о правах инвалидов приняли соответствующие национальные законы. Содержание всех этих законов идентичны, разработаны на основе требований Конвенции.

Заслуживает внимание и то, что в ФРГ имеются несколько законов, направленных на социальную защиту лиц с итнвалидностью. Например, к ним относится закон “Об обеспечении прав инвалидов в обществе, на работе и в профессиональной сфере”.

Говоря о правовой практике Узбекистана в этой сфере, необходимо отметить использование впервые уникального опыта законотворчества. То есть межлународно-правовой документ спева был имплементирован в национальное законодательство, а потом ратифицирован.

Самое главное, в результате ратификации Конвенции:

во-первых,  система социальной защиты лиц с инвалидностью будет приведено в соответствие с международными нормами и стандартами;

во-вторых, расшириться возможность привлечения целевых ресурсов международных оргнизаций для усиления  социальной защиты лиц с инвалидностью;

в-третьих, улучшится положительный международный имидж нашей страны в сфере социальной защиты населения.

Акмал САИДОВ,

Первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, директор Национального центра по правм человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech