Инициативы Узбекистана - в действии: ратифицирована Конвенция о правах инвалидов

Национальные, региональные и международные инициативы, выдвинутые Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, широко поддерживаются общественностью нашей страны и международным сообществом. Это, с одной стороны, говорит о том, что Узбекистан последовательно и уверенно идет по пути национального развития, с другой - является еще одним ярким подтверждением укрепления авторитета республики на международной арене.

От национального закона - к международной конвенции

Необходимо подчеркнуть, что 18 мая 2021 года на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению Президента Республики Узбекистан единогласно была принята специальная резолюция об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.

Примечательно, что около 60 государств из разных регионов приняли участие в данной резолюции как соавторы. А на заседании Сената Олий Мажлиса был обсужден и утвержден Закон Респуб­лики Узбекистан «О ратификации Конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 года)», разработанный Национальным цент­ром Республики Узбекистан по правам человека.

Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступ­лении 22 февраля 2021 года на 46-й сессии Совета по правам человека ООН останавливался на этом вопросе. Глава государства, с высокой трибуны предлагая международной общественности создать Региональный совет по вопросам самореализации людей с ограниченными возможностями, отметил, что в Узбекистане особое внимание уделяется обеспечению прав лиц с особыми потребностями.

Законодательная инициатива Узбекистана: последовательность и эффективность

Вопрос о присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о правах инвалидов ООН был предусмотрен в следующих программных документах:

во-первых, в Указе Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» (принят 1 декабря 2017 года);

во-вторых, в Программе мероприятий, посвященных 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека (утверждена Указом Президента от 5 мая 2018 года);

в-третьих, в Национальной стратегии Респуб­лики Узбекистан по правам человека (утвержден Указом Президента от 22 июня 2020 года);

в-четвертых, в «дорожной карте» по реализации инициатив в выступлении Президента Респуб­лики Узбекистан 22 февраля 2021 года в Совете по правам человека Организации Объединенных Наций.

Советом по правам человека ООН и договорными органами ООН (Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации) не раз Узбекистану рекомендовано принять меры по ратификации Конвенции о правах инвалидов.

В этом направлении велась работа по совершенствованию Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Узбекистан», принятого 18 ноября 1991 года и утвержденного в новой редакции в 2008-м. По инициативе Президента Республики Узбекистан разработанный в 2017 году проект Закона «О правах лиц с инвалидностью» был размещен на портале СОВАЗ 20 июля 2018 года для всенародного обсуждения. В нем, в частности, было обращено внимание на международные стандарты и требования Конвенции о правах инвалидов ООН. Самое важное - на учет ее основной философии, а также на применение термина «лицо с инвалидностью» вместо «инвалид».

22 июля 2020 года проект Закона «О правах лиц с инвалидностью» был принят Законодательной палатой, 11 сентября одобрен Сенатом и 15 октября того же года подписан Президентом Республики Узбекистан. Согласно статье 49 закона спустя три месяца после его официального объявления он вступил в силу, то есть 15 января 2021 года.

Таким образом, по инициативе главы нашего государства принят отдельный закон в этой сфере. В свою очередь в рамках международной инициативы Президента Шавката Мирзиёева Узбеки­станом ратифицирована Конвенция о правах инвалидов.

Следует отметить, что в Узбекистане вопросы соблюдения принципа социальной справедливости, создания необходимых для полноценной жизни условий нуждающимся в помощи и поддержке, в первую очередь людям с ограниченными возможностями, постоянно находятся в центре внимания главы государства.

Конвенция - мировая Конституция для лиц с инвалидностью

Как известно, Конвенция о правах инвалидов принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декаб­­ря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008-го. По состоянию на февраль 2021 года из 193 государств - членов ООН 182 ратифицировали данную конвенцию.

Важно обратить внимание на то, что Конвенция о правах инвалидов ООН - первый договор о правах человека, принятый в ХХI веке.

В ней провозглашены права и основные свободы инвалидов, в частности, на гражданство, правовую защиту, получение образования, сохранение здоровья, труд наравне с другими, участие в политической, социальной, культурной жизни, досуг, отдых и занятия спортом, создание необходимых условий жизнеобеспечения им и их семьям, получение социальной защиты. Определены и гарантии обеспечения этих прав.

Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей и принята на основе анализа состояния лиц с инвалидностью в мире. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения 15 процентов населения мира составляют лица с инвалидностью. На сегодня их число достигло миллиарда.

Главное, конвенция принята на основе глубокого анализа состояния лиц с инвалидностью. Примечательно и то, что данный международно-правовой документ воплотил в себе принципы человеческого многообразия и достоинства.

Идея конвенции состоит в том, что лица с инвалидностью должны иметь возможность пользоваться всеми правами человека и основными свободами без дискриминации.

Как отмечено в статье 1, цели конвенции - поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.

В статье 4 приведены общие обязательства обеспечения прав, поощрение и защита лиц с инвалидностью. В частности, государства-­участники обязуются:

  • принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых конвенцией;
  • принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;
  • учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов;
  • принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;
  • проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию;
  • поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в настоящей конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.

В защите прав лиц с инвалидностью в качестве приоритетных субъектов указаны женщины-инвалиды (статья 6) и дети-инвалиды (статья 7).

Учрежден орган, уполномоченный проводить мониторинг выполнения положений конвенции, рассматривать доклады государств-членов, а также выносить по нему предложения и общие рекомендации - Комитет по правам инвалидов ООН (в составе из 18 экспертов государств-­участников).

Государства-участники представляют национальные доклады после ратификации конвенции в течение двух лет, потом - раз в четыре года.

Юридические основы защиты прав лиц с инвалидностью

Среди приоритетных направлений нашей государственной политики по защите прав лиц с инвалидностью - обеспечение лицам с инвалидностью равных возможностей с другими гражданами, которые предусмотрены Конституцией (гражданские, экономические, политические и другие права и свободы) в соответствии с провозглашенными общепринятыми международными нормами и принципами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Узбекистан.

В нашей стране проживают свыше 760 тысяч лиц с инвалидностью. Все обеспечены социальной поддержкой, охвачены мерами медицинской реабилитации.

В частности, постановлением Кабинета Минист­ров от 28 апреля 2021 года утвержден Административный регламент оказания государственных услуг по назначению пособий отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите. В соответствии с этим документом действие административного регламента вступает в силу с 1 августа 2021 года.

Кроме того, постановлением Кабинета Минист­ров от 29 апреля 2021 года при правительстве создан Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью. Основными его задачами являются:

  • координация деятельности органов, реализующих государственную политику в области обеспечения прав лиц с инвалидностью, а также органов местного самоуправления;
  • участие в реализации госпрограмм реабилитации, социальной защиты и защиты прав лиц с инвалидностью;
  • содействие в образовании, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, трудоустройстве лиц с инвалидностью;
  • участие в создании благоприятных условий для полноценного участия инвалидов в жизни общества и государства.

Несмотря на любое положение в жизни общества, в основе защиты политических, социально-­экономических и культурных прав лежит принцип недопущения дискриминации человека. Очень важно, что в этом деле активность проявляют не только государственные организации, но и институты гражданского общества.

В настоящее время в нашей стране в данной сфере действуют около 600 негосударственных некоммерческих организаций. Среди них Общество инвалидов Узбекистана, Общественный фонд инвалидов Узбекистана, Национальная ассоциация деловых женщин-инвалидов Узбекистана, Центр молодежи и детей с ограниченными возможностями, Общественный центр «Умр» помощи детям и подросткам с инвалидностью Узбекистана, Общественное объединение инвалидов «Инклюзивная жизнь», Общество слепых Узбекистана, Общество глухих Узбекистана.

Права лиц с инвалидностью в Узбекистане регулируются Конституцией Республики Узбеки­стан, законами «О правах лиц с инвалидностью», «Об образовании», «Об охране здоровья граждан», «О занятости населения», «О гарантиях прав ребенка», «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «Об охране труда», «О физической культуре и спорте», а также Трудовым кодексом Республики Узбекистан.

В национальное законодательство, регулирующее права лиц с инвалидностью, входят:

  • Закон «О правах лиц с инвалидностью», а также законы, направленные на реализацию социально-экономических прав лиц с инвалидностью, на получение образования и другие нормативно-правовые документы;
  • здравоохранение и оказание медицинской помощи;
  • вопросы занятости;
  • занятие физической культурой и спортом, досуг;
  • социальные объекты и услуги, транспорт, связь и средства информации;
  • правосудие;
  • участие в государственных и общественных делах;
  • ответственность за нарушение прав лиц с инвалидностью.

* * *

Ратифицированная Узбекистаном Конвенция о правах инвалидов ООН - международно-правовой документ, гарантирующий равенство, права лиц с инвалидностью, в том числе получение образования, сохранение здоровья, а также право на труд, достойный уровень жизни.

При ратификации конвенции специалисты опирались на три источника: национальное законодательство, зарубежную юридическую практику и конвенцию. Изучен и проанализирован опыт Азербайджана, Беларуси, Великобритании, Германии, России, США, Украины, Швейцарии.

В частности, такие ведущие государства, как США, Великобритания, Германия и Швейцария, наряду с ратификацией Конвенции о правах инвалидов приняли соответствующие национальные законы. Содержание всех этих законов идентично, разработано на основе требований конвенции.

Заслуживает внимания и то, что в ФРГ несколько законов направлено на социальную защиту лиц с инвалидностью. Например, Закон «Об обеспечении прав инвалидов в обществе, на работе и в профессиональной сфере».

Говоря о правовой практике Узбекистана в этой сфере, необходимо отметить использование впервые уникального опыта законотворчества. То есть международно-правовой документ сначала был имплементирован в национальное законодательство, а потом ратифицирован.

Главное в ратификации конвенции:

  •  система социальной защиты лиц с инвалидностью будет приведена в соответствие с международными нормами и стандартами;
  •  расширится возможность привлечения целевых ресурсов международных организаций для усиления социальной защиты лиц с инвалид­ностью;
  •  улучшится положительный международный имидж нашей страны в сфере социальной защиты населения.

Акмал Саидов
Первый заместитель Спикера Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech