Национальные, региональные и международные инициативы, выдвинутые Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, широко поддерживаются общественностью нашей страны и международным сообществом. Это, с одной стороны, говорит о том, что Узбекистан последовательно и уверенно идет по пути национального развития, с другой - является еще одним ярким подтверждением укрепления авторитета республики на международной арене.
От национального закона - к международной конвенции
Необходимо подчеркнуть, что 18 мая 2021 года на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по предложению Президента Республики Узбекистан единогласно была принята специальная резолюция об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.
Примечательно, что около 60 государств из разных регионов приняли участие в данной резолюции как соавторы. А на заседании Сената Олий Мажлиса был обсужден и утвержден Закон Республики Узбекистан «О ратификации Конвенции о правах инвалидов (Нью-Йорк, 13 декабря 2006 года)», разработанный Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека.
Президент Шавкат Мирзиёев в своем выступлении 22 февраля 2021 года на 46-й сессии Совета по правам человека ООН останавливался на этом вопросе. Глава государства, с высокой трибуны предлагая международной общественности создать Региональный совет по вопросам самореализации людей с ограниченными возможностями, отметил, что в Узбекистане особое внимание уделяется обеспечению прав лиц с особыми потребностями.
Законодательная инициатива Узбекистана: последовательность и эффективность
Вопрос о присоединении Республики Узбекистан к Конвенции о правах инвалидов ООН был предусмотрен в следующих программных документах:
во-первых, в Указе Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» (принят 1 декабря 2017 года);
во-вторых, в Программе мероприятий, посвященных 70-летию принятия Всеобщей декларации прав человека (утверждена Указом Президента от 5 мая 2018 года);
в-третьих, в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека (утвержден Указом Президента от 22 июня 2020 года);
в-четвертых, в «дорожной карте» по реализации инициатив в выступлении Президента Республики Узбекистан 22 февраля 2021 года в Совете по правам человека Организации Объединенных Наций.
Советом по правам человека ООН и договорными органами ООН (Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации) не раз Узбекистану рекомендовано принять меры по ратификации Конвенции о правах инвалидов.
В этом направлении велась работа по совершенствованию Закона «О социальной защите инвалидов в Республике Узбекистан», принятого 18 ноября 1991 года и утвержденного в новой редакции в 2008-м. По инициативе Президента Республики Узбекистан разработанный в 2017 году проект Закона «О правах лиц с инвалидностью» был размещен на портале СОВАЗ 20 июля 2018 года для всенародного обсуждения. В нем, в частности, было обращено внимание на международные стандарты и требования Конвенции о правах инвалидов ООН. Самое важное - на учет ее основной философии, а также на применение термина «лицо с инвалидностью» вместо «инвалид».
22 июля 2020 года проект Закона «О правах лиц с инвалидностью» был принят Законодательной палатой, 11 сентября одобрен Сенатом и 15 октября того же года подписан Президентом Республики Узбекистан. Согласно статье 49 закона спустя три месяца после его официального объявления он вступил в силу, то есть 15 января 2021 года.
Таким образом, по инициативе главы нашего государства принят отдельный закон в этой сфере. В свою очередь в рамках международной инициативы Президента Шавката Мирзиёева Узбекистаном ратифицирована Конвенция о правах инвалидов.
Следует отметить, что в Узбекистане вопросы соблюдения принципа социальной справедливости, создания необходимых для полноценной жизни условий нуждающимся в помощи и поддержке, в первую очередь людям с ограниченными возможностями, постоянно находятся в центре внимания главы государства.
Конвенция - мировая Конституция для лиц с инвалидностью
Как известно, Конвенция о правах инвалидов принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступила в силу 3 мая 2008-го. По состоянию на февраль 2021 года из 193 государств - членов ООН 182 ратифицировали данную конвенцию.
Важно обратить внимание на то, что Конвенция о правах инвалидов ООН - первый договор о правах человека, принятый в ХХI веке.
В ней провозглашены права и основные свободы инвалидов, в частности, на гражданство, правовую защиту, получение образования, сохранение здоровья, труд наравне с другими, участие в политической, социальной, культурной жизни, досуг, отдых и занятия спортом, создание необходимых условий жизнеобеспечения им и их семьям, получение социальной защиты. Определены и гарантии обеспечения этих прав.
Конвенция о правах инвалидов состоит из 50 статей и принята на основе анализа состояния лиц с инвалидностью в мире. По подсчетам Всемирной организации здравоохранения 15 процентов населения мира составляют лица с инвалидностью. На сегодня их число достигло миллиарда.
Главное, конвенция принята на основе глубокого анализа состояния лиц с инвалидностью. Примечательно и то, что данный международно-правовой документ воплотил в себе принципы человеческого многообразия и достоинства.
Идея конвенции состоит в том, что лица с инвалидностью должны иметь возможность пользоваться всеми правами человека и основными свободами без дискриминации.
Как отмечено в статье 1, цели конвенции - поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также поощрение уважения присущего им достоинства.
В статье 4 приведены общие обязательства обеспечения прав, поощрение и защита лиц с инвалидностью. В частности, государства-участники обязуются:
- принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых конвенцией;
- принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;
- учитывать во всех стратегиях и программах защиту и поощрение прав человека инвалидов;
- принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;
- проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию;
- поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в настоящей конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.
В защите прав лиц с инвалидностью в качестве приоритетных субъектов указаны женщины-инвалиды (статья 6) и дети-инвалиды (статья 7).
Учрежден орган, уполномоченный проводить мониторинг выполнения положений конвенции, рассматривать доклады государств-членов, а также выносить по нему предложения и общие рекомендации - Комитет по правам инвалидов ООН (в составе из 18 экспертов государств-участников).
Государства-участники представляют национальные доклады после ратификации конвенции в течение двух лет, потом - раз в четыре года.
Юридические основы защиты прав лиц с инвалидностью
Среди приоритетных направлений нашей государственной политики по защите прав лиц с инвалидностью - обеспечение лицам с инвалидностью равных возможностей с другими гражданами, которые предусмотрены Конституцией (гражданские, экономические, политические и другие права и свободы) в соответствии с провозглашенными общепринятыми международными нормами и принципами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Узбекистан.
В нашей стране проживают свыше 760 тысяч лиц с инвалидностью. Все обеспечены социальной поддержкой, охвачены мерами медицинской реабилитации.
В частности, постановлением Кабинета Министров от 28 апреля 2021 года утвержден Административный регламент оказания государственных услуг по назначению пособий отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите. В соответствии с этим документом действие административного регламента вступает в силу с 1 августа 2021 года.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров от 29 апреля 2021 года при правительстве создан Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью. Основными его задачами являются:
- координация деятельности органов, реализующих государственную политику в области обеспечения прав лиц с инвалидностью, а также органов местного самоуправления;
- участие в реализации госпрограмм реабилитации, социальной защиты и защиты прав лиц с инвалидностью;
- содействие в образовании, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, трудоустройстве лиц с инвалидностью;
- участие в создании благоприятных условий для полноценного участия инвалидов в жизни общества и государства.
Несмотря на любое положение в жизни общества, в основе защиты политических, социально-экономических и культурных прав лежит принцип недопущения дискриминации человека. Очень важно, что в этом деле активность проявляют не только государственные организации, но и институты гражданского общества.
В настоящее время в нашей стране в данной сфере действуют около 600 негосударственных некоммерческих организаций. Среди них Общество инвалидов Узбекистана, Общественный фонд инвалидов Узбекистана, Национальная ассоциация деловых женщин-инвалидов Узбекистана, Центр молодежи и детей с ограниченными возможностями, Общественный центр «Умр» помощи детям и подросткам с инвалидностью Узбекистана, Общественное объединение инвалидов «Инклюзивная жизнь», Общество слепых Узбекистана, Общество глухих Узбекистана.
Права лиц с инвалидностью в Узбекистане регулируются Конституцией Республики Узбекистан, законами «О правах лиц с инвалидностью», «Об образовании», «Об охране здоровья граждан», «О занятости населения», «О гарантиях прав ребенка», «О государственном пенсионном обеспечении граждан», «Об охране труда», «О физической культуре и спорте», а также Трудовым кодексом Республики Узбекистан.
В национальное законодательство, регулирующее права лиц с инвалидностью, входят:
- Закон «О правах лиц с инвалидностью», а также законы, направленные на реализацию социально-экономических прав лиц с инвалидностью, на получение образования и другие нормативно-правовые документы;
- здравоохранение и оказание медицинской помощи;
- вопросы занятости;
- занятие физической культурой и спортом, досуг;
- социальные объекты и услуги, транспорт, связь и средства информации;
- правосудие;
- участие в государственных и общественных делах;
- ответственность за нарушение прав лиц с инвалидностью.
* * *
Ратифицированная Узбекистаном Конвенция о правах инвалидов ООН - международно-правовой документ, гарантирующий равенство, права лиц с инвалидностью, в том числе получение образования, сохранение здоровья, а также право на труд, достойный уровень жизни.
При ратификации конвенции специалисты опирались на три источника: национальное законодательство, зарубежную юридическую практику и конвенцию. Изучен и проанализирован опыт Азербайджана, Беларуси, Великобритании, Германии, России, США, Украины, Швейцарии.
В частности, такие ведущие государства, как США, Великобритания, Германия и Швейцария, наряду с ратификацией Конвенции о правах инвалидов приняли соответствующие национальные законы. Содержание всех этих законов идентично, разработано на основе требований конвенции.
Заслуживает внимания и то, что в ФРГ несколько законов направлено на социальную защиту лиц с инвалидностью. Например, Закон «Об обеспечении прав инвалидов в обществе, на работе и в профессиональной сфере».
Говоря о правовой практике Узбекистана в этой сфере, необходимо отметить использование впервые уникального опыта законотворчества. То есть международно-правовой документ сначала был имплементирован в национальное законодательство, а потом ратифицирован.
Главное в ратификации конвенции:
- система социальной защиты лиц с инвалидностью будет приведена в соответствие с международными нормами и стандартами;
- расширится возможность привлечения целевых ресурсов международных организаций для усиления социальной защиты лиц с инвалидностью;
- улучшится положительный международный имидж нашей страны в сфере социальной защиты населения.
Акмал Саидов
Первый заместитель Спикера Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан,
директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека
- Добавлено: 10.06.2021
- Просмотров: 3030
- Распечатать