ЭКСПЕРТЫ ШОС: В ПОДДЕРЖКУ РЕФОРМЫ КОНСТИТУЦИИ УЗБЕКИСТАНА

В Ташкенте прошла международная конференция «Цели устойчивого развития и Конституция: опыт стран ШОС». Организаторы - Конституционная комиссия по формированию предложений  и реализации организационных мер по внесению изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан, Парламентская комиссия по контролю за реализацией Национальных целей и задач  в области устойчивого развития Республики Узбекистан на период  до 2030 года, Национальный центр Республики Узбекистан  по правам человека, Институт государства и права Академии наук Республики Узбекистан, Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана, Общенациональное движение «Юксалиш» и Центр устойчивого развития РУз.

Мероприятие посвящено выявлению общих закономерностей конституционного развития пространства ШОС,  а также опыта стран ШОС в сфере учета глобальных Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН при осуществлении конституционных реформ.

С видеообращением к участникам конференции обратилась Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева, в котором отметила развитие взаимовыгодного сотрудничества нашей страны с ШОС, становящейся одной из авторитетных международных организаций в современном быстро меняющемся мире,  а также со всеми государствами - членами Организации. В частности, на качественно новый уровень выходит сотрудничество стран в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной, энергетической, транспортной и других сферах.

По ее словам, изменения, происходящие в государствах - членах ШОС, проводимые преобразования, в том числе  в сфере достижения Целей устойчивого развития и осуществления конституционных реформ, находятся в центре внимания Узбекистана. Сегодня узбекский народ живет с идеей создания Нового Узбекистана. Это не просто желание, субъективное явление, а объективная необходимость, которая имеет фундаментальную историческую основу. Это продиктовано самой жизнью, потребностями реформ в политико-правовой, социально-экономической, духовно- образовательной сферах, стремлением обеспечить устойчивое развитие человека, общества и государства, а также основано на многовековой мечте народа о благополучной и мирной жизни, его национальных интересах. Данным целям служит и проводимая сегодня конституционна реформа в Узбекистане.

С приветственным словом также обратились первый заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Акмал Саидов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Республике Узбекистан Маниш Прабхат.

А. Саидов представил развернутый анализ развития конституционализма в мире в целом, особенностей конституционных реформ на пространстве ШОС, в том числе в разрезе каждого государства - члена ШОС, а также конституционной реформы в Узбекистане. В частности, отметил, что в мире действуют около 500 конституций, из которых более 200 суверенных государств и около 300 субъектов. На сегодня единственная страна, которая не внесла поправки в Основной закон, является Япония. В Конституцию США внесены 27 поправок. При этом, помимо федеральной конституции, в этой стране есть конституции каждого штата.

А. Саидов предоставил вызвавшую интерес у участников информацию об объемах Основного закона. Самая длинная в мире - Конституция штата Алабама, содержащая свыше 300 тысяч слов, второй по данному показанию считается Конституция Индии (145 тысяч).

По словам А. Саидова, конституционное развитие пространства ШОС характеризуется определенной общностью, динамичным развитием конституций стран региона. За последние 30 лет в странах большой семьи ШОС осуществлены от двух до десяти и более конституционных реформ, в ходе которых отмечается в том числе принципиальное обновление основ конституционного строя, укрепление суверенитета, закрепление конституционной и национальной идентичности государств.

То, что каждое из государств обладает конституционной идентичностью, неповторимостью, предопределяет конституционно-правовой плюрализм на пространстве ШОС. Однако для государств ШОС едины такие характерные для классической демократии основы конституционного строя, как народовластие, республиканская форма правления, социальный и светский характер государства, приоритет прав и свобод человека, разделение властей, множественность и равноправие форм собственности, территориальная целостность и тому подобное.

Глубоко символично, что в мероприятии участвовал Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в Узбекистане  М. Прабхат, ведь в текущем году эта страна председательствует в ШОС. Он заявил, что «развитие конституционно- правовых основ Целей устойчивого раз-вития в конституции важно для всех государств - членов ШОС, в том числе для Индии - крупнейшей демократии в мире. В части IV Конституции страны изложены директивные принципы государственной политики, которые закрепляют, что государство обязано применять эти принципы при создании законов и основных принципов управления страной, обеспечивать общественный порядок для повышения благосостояния людей, социальную, экономическую и политическую справедливость и ликвидацию неравенства».

По словам посла, директивные принципы далее раскрываются в отдельных статьях, посвященных праву на труд и образование; обеспечению дошкольного ухода и образования для детей в возрасте до шести лет; улучшению здоровья населения; защите и улучшению окружающей среды, содействию международному миру и безопасности. Примечательно, что эти принципы привлекли внимание Конституционной Ассамблеи еще в конце 1940-х годов, когда разрабатывался Основной закон Индии, и данной политикой руководствовалась Индия с момента принятия Конституции 26 января 1950 года. Эти принципы по существу соответствуют духу ЦУР. Таким образом, создатели Конституции Индии гарантировали равенство для каждого гражданина и создавали условия для развития общества и личности, чтобы «никто не был забыт» - именно то, что предусмотрено ЦУР.

Завершая свое выступление посол особо подчеркнул, что Олий Мажлис Республики Узбекистан в ходе подготовки конституционной реформы все-сторонне изучил предложения граждан и новая редакция Основного закона послужит ускорению реформирования Нового Узбекистана.

В завершение участники конференции пришли к мнению, что формула «ШОС сильна, если силен каждый из нас», раскрывающая суть шанхайского духа, верна также в вопросах укрепления конституционно-правовых основ государств, поддержки их стремления к совместному устойчивому развитию. В частности, новая редакция Конституции Узбекистана способствует дальнейшему повышению благосостояния народа, ускоренному развитию государства и гражданского общества на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека».

Предстоящий референдум даст возможность гражданам свободно изъявить свою позицию по проекту Конституционного закона.

Аблай Камалов.

«Правда Востока».

Фото Рашида Галиева.

При содействии Центра устойчивого развития Республики Узбекистан.

 

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ

Халид Таймур АКРАМ,

исполнительный директор аналитического центра «Общество с единым будущим» (Пакистан):

- Сегодня мировой тенденцией становится проведение конституционных реформ в целях укрепления демократических устоев. За последние годы Узбекистан добился значительного прогресса в развитии. Конституционная реформа станет основной вехой для дальнейшего развития, укрепит права человека, превратив честь и достоинство человека в главную ценность. Конституционная реформа в Узбекистане имеет комплексный характер, охватывая все сферы жизни общества и государства. В новой редакции проекта Конституции - ключевые изменения, такие как расширение прав людей с ограниченными возможностями, запрет принуди-тельного и детского труда, расширение прав и возможностей женщин для устранения гендерного неравенства.

Асель АБЕН, главный эксперт КИСИ при Президенте Республики Казахстан:

- В рамках глобальной Повестки дня – 2030 основной целью Казахстана является дальнейшее повышение эффективности государства, прозрачности и конкурентности политического процесса. Важное значение в этом плане имеет укрепление институциональных механизмов, обеспечивающих эффективность принимаемых решений как в политической, так и социально-экономической сфере, в том числе путем проведения конституционной реформы.

В частности, основными направлениями реформ в Казахстане 2022 года были определены отход от сверхконцентрации президентских полномочий; усиление роли парламента; упрощение процедуры регистрации партий; повышение роли местных органов власти; совершенствование судебной и правоохранительной систем.

Таким образом, ключевая цель конституционной реформы - системная трансформация существующей политической модели. Поправки в Конституцию направлены на усиление механизма защиты прав граждан, повышение роли и статуса парламента, демонополизацию власти и повышение конкуренции. В этом смысле они служат реализации Цели № 16 ЦУР, которая заключается в содействии построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечении доступа к правосудию для всех и создании эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях.

Проводя параллель между конституционными реформами в Казахстане и Узбекистане, следует отметить, что модернизация государственного управления и развитая система государственного планирования создает основу для успешной реализации ЦУР. Взаимосвязанность всех стратегических и программных документов позволяет эффективно интегрировать задачи и индикаторы ЦУР на национальном и региональном уровнях. Работа по гармонизации стратегического и бюджетного планирования позволит направить необходимые финансовые ресурсы на реализацию ЦУР.

Суй ПОЛИН,

директор Научно-исследовательского центра «Один пояс - один путь» Китайской академии социальных наук:

- В 1978 году Китай вступил в стадию реформ, открытости и быстрого экономического развития. Именно после этого в Китае были приняты законы об охране морской среды, управлении земельными ресурсами, охране почв и вод, о лесах, защите диких животных, пастбищах и другие. С тех пор отдельные законы и положения многократно пересматривались и совершенствовались в соответствии с потребностями практики экономического развития. Словом, 1989-1999 годы стали отправной точкой для законодательства КНР в области устойчивого развития и его интеграции с международными стандартами.

Кроме того, Китай поддержал такие важные международные документы, как Риоде-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Повестка дня на XXI век, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Конвенция о биологическом разнообразии и другие, а также адаптировал их для своего законодательства в области устойчивого развития. То есть основным принципом китайского законодательства в области устойчивого развития является оказание приоритетного внимания обеспечению права на развитие в законодательстве и юридической практике.

Чингиз АЙДАРБЕКОВ, депутат Парламента Кыргызстана:

- Парламенты играют особую роль в достижении ЦУР, что подчеркнуто также в резолюции ГА ООН о взаимодействии между ООН, национальными парламентами и Межпарламентским союзом. Аналогично с Узбекистаном парламент Кыргызстана создал Комиссию по мониторингу ЦУР, состав которой постоянно расширяется. На сегодня в данную комиссию включена треть депутатов парламента. Главные задачи комиссии совершенствование Национальной стратегии развития на 2018- 2040 годы и Национальной программы развития до 2026 года с учетом ЦУР, обеспечение подотчетности правительства. Конституция Кыргызстана обеспечивает парламенту решающую роль в устойчивом развитии с помощью трех функций: контролирующей, законотворческой и представительской. В достижении ЦУР особо важным механизмом является оценка эффективности исполнения законов.

Чжао ЧАНВЕН,

президент Китайского центра знаний в области международного развития:

- В 2016 году Китай создал межведомственный координационный механизм для реализации ЦУР на период до 2030-го, включающий 45 министерств и комиссий, детализировал 17 Целей устойчивого развития и 169 индикаторов. Исполнительные органы всех уровней берут на себя основную ответственность и формируют эффективный механизм реализации. В результате проведенной работы к концу 2020 года КНР решил задачу по сокращению бедности и достиг этой цели на 10 лет раньше запланированного ООН срока.

На конференции в разных форматах выступили также председатель Комитета по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Жахонгир Ширинов, советник Посольства РФ в Узбекистане Валентин Гусев, научный сотрудник исследовательского центра Международного фонда Вивекананда Правеш Гупта (Индия), заместитель председателя комитета Мажлиси Оли Республики Таджикистан Парвина Маликзод, председатель Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан Адхам Шадманов и другие.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech