ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ, ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 Обеспечение качественным образованием детей с ограниченными возможностями, защита их права учиться в инклюзивной среде недалеко от семьи - важные направления государственной политики Узбекистана.

В стране при реализации социальной политики государства уделяется особое внимание формирова­нию эффективной системы поддержки лиц с инва­лидностью посредством внедрения новых подходов и современных механизмов. Сегодня в республике каждый ребенок, в том числе в домах милосердия, охвачен образованием.

На видеоселекторном совещании по приори­тетным задачам в сфере социальной защиты, проведенном 20 февраля этого года под пред­седательством Президента, отмечена важность пересмотра образовательных программ 112 школ и 74 дошкольных образовательных организаций для интеграции принципов инклюзивного обра­зования.

СДЕЛАВ ШАГ ВПЕРЕД, НЕ ОТСТУПИТЬ НА ДВА ШАГА НАЗАД

Обучение особенных детей с их здоровыми сверстниками практиковалось и раньше. Однако процесс шел без целевой подготовки и специального подхода.

С 2005 года стартовали пилотные про­екты, рассмотрены наработки и опыт США, Великобритании, России, Турции, Японии. В первых экспериментах участвовали 700 детей с инвалидностью из Республики Кара­калпакстан, Хорезмской, Сурхандарьинской и Ташкентской областей, которых при­влекли к обучению в общеобразовательных школах. Для обеспечения успеха более 800 учителей прошли специальную подготовку. Были организованы мероприятия, направ­ленные на обеспечение активного участия родителей в этом процессе.

Тогда мы пришли к единому мнению: только при непосредственном участии мам и пап в обучении можно продвинуться вперед. Если работа педагога не будет продолжена в семье, то достигнутые результаты бесследно исчезнут. Поэтому в Чирчикском государ­ственном педагогическом университете в рамках образовательного кластера уделяем серьезное внимание определению задач для каждого участника инклюзивного образова­ния на основе конкретных целей.

Данный проект был особо замечен и при­знан как действующий опыт на недавней международной конференции «Инклюзивное образование: достигнутые результаты и пер­спективные планы».

ОБРАЗОВАНИЕ - С РАННЕГО ВОЗРАСТА

Скажем, в семье родился ребенок с огра­ниченными возможностями. В такой ситу­ации важно не оставлять родителей с про­блемой один на один, а поддержать их. Мы - педагоги, практики и психологи - должны объяснить семье пользу инклюзивного образования с раннего возраста. Обычно таких детей воспитывают дома до семи лет, а потом отдают в специальные школы, которые стараются поддерживать отноше­ния со своими подопечными даже после их выпуска.

Ребенок с инвалидностью должен расти, играть, учиться, общаться со здоровыми сверстниками, вместе с ними участвовать в мероприятиях. Только тогда могут про­являться его способности, лишь в таких условиях он сможет осознать значимость общечеловеческих национальных ценно­стей. Скажем, в детском саду научится обслуживать себя, соблюдать правила гигиены. В школе поймет, что жизнь - не только яркие краски. Столкнувшись с негативом, в ответ сформирует собствен­ную позицию. И будет ставить перед собой конкретные цели, стремиться к самосовер­шенствованию. А значит, станет активным гражданином.

ВЕСОМАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ

При подготовке кадров для инклюзив­ного образования важно единство теории и практики. Для создания такой среды орга­низована Лаборатория инклюзивного обра­зования, где ведутся занятия со слабослы­шащими, умственно отсталыми детьми, с синдромом аутизма, задержкой психиче­ского развития.

Главное - нуждающимся в материальной помощи родителям оказываются бесплатные услуги специалистов. На основе принципа «мастер - ученик» для каждого учащегося разрабатывается индивидуальная образова­тельная программа, по которой работают сту­денты. Родители тоже участвуют в процессе обучения, поскольку дома должны будут про­должить занятия.

«ПИРАМИДА ПРОФЕССИОНАЛОВ» И «ПЛАНЕТА ДЕТЕЙ» ЗАКАЛЯЮТ СТУДЕНТОВ

Сегодня в университете идет работа по соз­данию дружелюбной инклюзивной среды на основе девиза «Индивидуальное образование - гарантия качества». При этом диагностируется каждый студент, анализируются его возможно­сти. То есть разрабатывается индивидуальная программа развития, направленная на заполне­ние выявленных пробелов в образовании.

Так, в проекте «Возможности без границ» для студентов с инвалидностью создается среда профессионального развития. Здесь их готовят к педагогической деятельности. Также организуется территория «Планеты детей», где волонтеры ведут занятия с детьми студенток: изучают и корректируют речь, логическое мышление, физическое развитие малышей. Главное - проект помогает студенту апробировать созданную им методику.

В «Пирамиде профессионалов» работает группа мастеров и учеников. К мастеру (профессору) прикрепляются четыре уче­ника (молодые исследователи), а к исследо­вателю - четыре магистранта. Каждый из последних имеет по четыре студента-бака­лавра. Самые актуальные проблемы инклю­зивного образования решаются в процессе деятельности данной научной команды.

Применяемая здесь методика помогает и в подготовке детей к школе.

Проект университета «Школа под открытым небом», разработанный совместно с организаци­ями-партнерами, оказывает помощь семьям из социальных тетрадей, воспитывающим детей с инвалидностью; детям-сиротам, молодым семьям. В рамках проекта женские активистки махаллей, учителя и воспитатели проводят заня­тия в парках культуры и отдыха, специальных школах-интернатах. Таким образом выявляют и направляют в правильное русло способности детей с инвалидностью. Создаются благопри­ятные условия и необходимые возможности для их психического развития. Подобные занятия способствуют улучшению отношений детей с особыми образовательными потребностями с их родителями и близкими.

ЧТО ВАЖНЕЕ: РЕЗУЛЬТАТ ИЛИ УЧАСТИЕ?

Наши студенты при помощи наставников осознают, насколько важно создание в семье педагогической и психологической среды. Молодые мамы детей с ограниченными воз­можностями должны разговаривать с ними постоянно. Поскольку они очень нуждаются в общении. Живое общение - значимый фактор социализации ребенка с инвалидностью. Сту­денты выявляют в махаллях семьи, в которых воспитываются дети с особенностями разви­тия, и ведут с ними адресную работу. Сначала их привлекают к играм с братьями и сестрами, родственниками, соседскими ребятами. Затем волонтеры знакомятся с семьями.

Приятно осознавать, что махалли принимают нашу молодежь, видят в ней помощников. В настоящее время студенты наладили педагоги­ческую работу в пяти махаллях города Чирчика.

Своих студентов всегда спрашиваю, что в приоритете: результат или участие? Конечно, они называют первое. На самом деле в инклю­зивном образовании главным должно быть участие детей. Их нужно привлечь к процессу. Если ребенок будет сомневаться в своих силах, бояться ошибиться, он не станет стремиться двигаться вперед и соответственно участво­вать в том или ином мероприятии. Ошибаясь, а затем работая над своими ошибками, дети с особенностями развития становятся умнее, сильнее, здоровее. Мастерство педагога заклю­чается в том, что он должен дать ребенку задание и исходя из его возможностей активи­зировать. Мы учим студентов именно этому - индивидуальному подходу к каждому.

Инклюзивное образование полно неожидан­ностей. Ребенок по своей природе склонен сна­чала все разбросать, а затем собирать. Таким образом он познает мир. Мы, родители и педа­гоги, должны дать детям свободу при выпол­нении задания. Только так получится создать благоприятную среду для новых открытий.

Феруза Кодирова.

Профессор,

доктор педагогических наук.

№ 63 (30372) газеты «Правда Востока», от 29 марта 2024 года

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech