Принятие Конституции Республики Узбекистан в новой редакции в апреле прошлого года, стало продолжением широкомасштабных реформ, происходящих в стране и закономерным требованием времени.
Одним из основных изменений, можно сказать историческим, стало закрепление в Конституции социального статуса государства и социальных прав граждан. Так ст. 1 Конституции гласит – «Узбекистан – суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления». И еще одним важным изменением стала смена парадигмы «государство – общество – личность» на новую: «человек – общество – государство», при которой высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство, что и отражено в статьях конституции, закрепляющих социальные права всех граждан Узбекистана, с акцентом на людей из социально уязвимых категорий (лиц с инвалидностью, одиноких престарелых граждан, детей сирот и т.д.).
В целом нормы Конституции Узбекистана в новой редакции, касающиеся обязанностей государства в социальной сфере (сокращение бедности, обеспечение занятости, защита от безработицы, расширение спектра и количества госуслуг и т.д.), увеличились в 3 раза. Благополучие и достаток народа выступают главной целью осуществляемых реформ в области социальной защиты населения и нацелены на создание эффективной системы соцобеспечения, которая будет защищать наиболее уязвимые слои населения.
На эту тему 5 февраля текущего года состоялось видеоселекторное совещание по обсуждению приоритетных задач в социальной сфере под председательством Президента Ш.М. Мирзиёева. Глава государства отметил, что наряду с имеющимися достижениями в данной сфере, существует и немалое количество недостатков, и Узбекистану еще предстоит большая работа по преобразованию и совершенствованию социальной защиты граждан.
Президент отметил необходимость кардинального переосмысления системы социальной помощи и сосредоточения на эффективном ее распределении, с особым акцентом на усиление индивидуальной поддержки. Такая работа потребует напряженных усилий со стороны всех структур, отвечающих за реализацию социальной защиты в стране и особенно махалли, как ее первичного звена, непосредственно контактирующего с жителями.
Были поставлены задачи по разработке критериев для определения категории нуждающихся и конкретизации помощи. Эти критерии будут касаться не только размеров социальной поддержки. С их помощью будут выявляться проблемы людей, а также их желания и возможности самостоятельно обеспечивать свои базовые жизненные потребности.
На основе разработанных критериев будет создаваться база людей (семей) нуждающихся в социальной защите с учетом не только их доходов, но и расходов. Такой подход обеспечит прозрачность и адресность оказания социальной защиты уязвимым слоям населения – инвалидам, одиноким нетрудоспособным пожилым людям, детям-сиротам, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, женщинам-жертвам насилия, малообеспеченным семьям и т.д.
Большая роль в организации эффективной социальной защиты ляжет на органы самоуправления – махалли. Это важная работа по выявлению и учету всех граждан, нуждающихся в социальной поддержке уже сейчас и тех, кто входит в группу риска попадания в тяжелое положение. Подобная статистика поможет наладить оказание им социальных услуг и помощи на основе индивидуального подхода, что приведет к улучшению климата в общественной жизни страны.
Однако, ключевым фактором успеха является не только разработка обширных стратегических планов, но и их практическая реализация. Для достижения положительных результатов по улучшению жизни получателей социальной помощи следует проводить строгую отчетность и мониторинг на всех этапах ее осуществления. И подобный контроль желательно проводить со стороны всех участвующих в реализации социальной деятельности, это и вышестоящие государственные органы, и сами благополучатели, и негосударственные организации, и граждане, находящиеся рядом с людьми, которым требуется поддержка государства.
В этом направлении первоочередную роль может играть организация информирования населения о всех возможных мерах социальной поддержки. Подобная широкая вовлеченность граждан в процесс реализации социальной стратегии страны позволит своевременно выявлять или предотвращать возможные случаи недобросовестного выполнения своих обязанностей со стороны ответственных лиц.
Включенность в процесс представителей всех слоев общества нужна не только для оказания помощи и соблюдения прав тех, кто уже находится в тяжелых условиях, но и поможет лучшему пониманию, взаимодействию и сплоченности между людьми. Тем более, что трудные ситуации легче преодолевать всем сообща, как говорили еще наши предки – «Кто объединяется, тот преуспевает».
Сафарова Н.
Национальный центр
Республики Узбекистан
по правам человека
- Добавлено: 05.04.2024
- Просмотров: 1830
- Распечатать