Ровно год назад «единый народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета …» по итогам всенародного референдума принял новую редакцию Конституции Республики Узбекистан.
Это судьбоносное для страны событие вновь подтвердило поддержку населением осуществляемых за последние годы в стране глубоких, переломных изменений и огромных преобразований в политико-правовой, социально-экономической, культурно-гуманитарной и иных сферах.
То, что 90,21 процента участвовавших на референдуме граждан поддержали проект новой редакции Конституции, свидетельствует об отражении в ней надежд и устремлений нашего народа на пути построения Нового Узбекистана и формирование основ Третьего Ренессанса.
Это свидетельствует также о том, что наш Основной закон стал важнейшим правовым гарантом необратимости широкомасштабных демократических реформ в стране. В данном контексте подчеркнем, что как отмечает Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев, «только та страна, Конституция которой созвучна воле, надеждам и устремлениям народа, будет идти вперед и может достичь намеченные рубежи».
При этом в новой редакции Конституции Узбекистана число статей увеличилось с 128 до 155, норм – с 275 до 434, а ее текст обновлен на 65%, что свидетельствует о принятии совершенно нового документа, конституционных норм и правил, которые соответствуют характеристике Нового Узбекистана.
Народ инициатор конституционных реформ
и автор новой редакции Конституции страны
Важнейшей особенностью осуществленных конституционных реформ стало то, что основным инициатором и автором новой редакции Конституции Республики Узбекистан, стал наш народ, широкие слои общественности, а ее главным идейным вдохновителем – наш Президент.
Какие основания для этого имеются?
Во-первых, предложения о проведении конституционных реформ в стране были выдвинуты самими гражданами еще в ходе выборов Президента в 2021 г. Они обосновывали свои предложения необходимостью и востребованностью самой жизнью дальнейшего укрепления конституционно-правовых основ защиты экологических прав человека, перехода страны на «зеленые рельсы развития», улучшение ситуации в регионе Аральского моря.
Особое внимание граждане страны уделяли также на вопросы строительства социального государства, формирования справедливого гражданского общества, перехода к инновационной экономике и экономике знаний, защиты частной собственности, в том числе на землю и недра, обеспечения независимости судебной власти, справедливости законов и судебных решений, реализации принципов верховенства Конституции и законов, прав человека, борьбы с коррупцией и др.
Самое главное – эти вопросы поднимали избиратели – учителя, предприниматели, фермеры, представители институтов гражданского общества, национальных культурных центров. Одним словом – простые жители страны.
Такова была воля избирателей. Это в свою очередь свидетельствует, с одной стороны, о широкой поддержке политики реформ главы нашего государства, с другой – заинтересованности избирателей в их результативности, достижении целей и задач преобразований.
Во-вторых, всей работой по подготовке новой редакции Конституции руководила сформированная парламентом страны – народными избранниками – Конституционная комиссия по формированию предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию и реализации организационных мер.
В ее составе денно и нощно, усердно работали депутаты, сенаторы из всех регионов, представители разных слоев населения, академического сообщества, гражданских институтов, ведущие юристы, политологи и другие эксперты.
В-третьих, были обеспечены все условия для непосредственного вовлечения широких слоев населения в сам процесс разработки проекта Конституционного закона, его обсуждения и принятия.
При этом на всех этапах этого процесса от граждан, представителей академического сообщества, гражданских институтов, частного сектора, государственных структур и организаций поступило свыше 220 тысяч предложений, что примерно в 37 раз больше, чем общенациональное обсуждение 1992 г.
В-четвертых, важной характерной чертой реформ стало активное участие в них гражданского общества, академического сообщества, исследовательских и аналитических центров страны, а также представителей международных организаций и зарубежных экспертов.
В частности, в декабре 2021 г. – апреле 2023 г. ими проведены свыше 60 международных форумов, общественных заслушиваний в Узбекистане и за рубежом по проекту Конституционного закона. В их работе участвовали более 700 парламентариев, международных и зарубежных экспертов, конституционалистов, юристов, политологов и политических деятелей, а также представители свыше 50 международных организаций и структур (ООН, ЕС, ОБСЕ и др.), которые дали свои предложения и рекомендации по проекту Конституционного закона.
В-пятых, в отличие от предыдущей редакции Конституции Республики Узбекистан, принятой 8 декабря 1992 г. нардом Узбекистана «в лице своих полномочных представителей» (членов парламента – депутатов Верховного Совета Республики Узбекистан), новая редакция Основного закона страны принята «единым народом Узбекистана» непосредственно на основе всенародного референдума (путем прямого голосования).
Таким образом, можно суверенностью констатировать, что истинным автором новой редакции Конституции Узбекистана является сам народ, а источником и движущей силой реформ выступает воля граждан.
Вновь и вновь изучая нормы Конституции не только в качестве парламентария, практикующего юриста, но и ученого, хочется отметить отдельные философско-правовые ее характеристики.
Конституционные ценности, конституционная идентичность
и конституционный суверенитет государства
Сегодня в мире существуют 193 независимых государств-членов ООН и 2 государства-наблюдателя (Ватикан и Государство Палестина). Однако, в «конституционной карте мира» насчитывается свыше 500 действующих конституций – конституции независимых государств и более 300 – конституций субъектов федераций, а также непризнанных пока международным сообществом государственных образований.
Изучение свидетельствует, что Конституции стран мира определяют основные принципы и ценности, на которых строится государственное устройство, а также права и обязанности граждан.
Они обладают высшей юридической силой и устанавливают главные принципы организации государственной власти, а также устройства общества и государства и отношения между ними. Служат основой для всех других законов и регулируют самые важные аспекты жизни общества и государства. Одним словом, Конституция – это фундамент, на котором строится вся правовая система государства.
Кроме того, Конституция – это совокупность правовых норм, определяющих высшие органы государства, порядок их формирования и функционирования, их взаимные отношения и компетенцию, а также положение индивида по отношению к государственной власти и т.д.
Образно говоря, Конституция любой страны – это своего рода «паспорт, лицо, скелет и душа» современного общества и государства. При этом, поскольку в мире нет двух одинаковых государств, так и нет и не может быть двух одинаковых конституций.
Государство, выбирая независимый путь развития, в своем Основном законе закрепляет самые важные ценности именно этого общества и государства, собственные цели и задачи по обеспечению благополучия народа, отражающие его самобытность, идентичность и отличия от других стран мира.
Это особенно актуально в современном мире, переживающем кризис доверия в международных отношениях и глубинную трансформацию, а также характеризуемом растущей нестабильностью и непредсказуемостью, усилением международной напряжённости, ростом политики санкций одних государств против других и т.д.
В этой связи среди ученых-юристов широкого обсуждаются термины и концепции «экономического, социального, культурного или духовного (идеологического) суверенитета, конституционной идентичности и конституционных ценностей государства» и т.д.
При этом конституционные ценности – это основополагающие ориентиры (установки), лежащие в основе государственно-правового развития страны. Они занимают центральное место во всей системе ценностей государства и общества.
В этих условиях в Узбекистане тоже в ходе конституционных реформ, разработки новой редакции Конституции страны, особое внимание уделяли четкому определению конституционных ценностей и идентичности нашего государства. В частности, в ней твердо закреплены пять ключевых положений, характеризующих Узбекистан в качестве суверенного, демократического, правового, социального и светского государства.
Новая редакция Конституции Узбекистана
– это узбекский «Билль о правах человека»
Необходимо подчеркнуть, что особая роль конституционного права заключается в закреплении статусов «триады» – личности, общества и государства, в том числе – выражении «соотношения современного государства и гражданского общества», а также определении «сфер прав, полномочий и ответственности» каждого из них.
При этом сравнительное изучение опыта Узбекистана и зарубежных стран в сфере осуществления конституционных реформ позволяет выделить общую для них закономерность – ориентированность реформ на человека, защиту его чести и достоинства, формирование справедливого и открытого гражданского общества, а также полного воплощения в жизнь приоритетного принципа «Во имя чести и достоинства человека».
При этом по определению Главы нашего государства Ш.М.Мирзиёева, достоинство человека – это, прежде всего, обеспечение мирной и безопасной жизни каждого гражданина, его фундаментальных прав и свобод, создание достойных условий жизни и современной инфраструктуры, квалифицированное медицинское обслуживание, качественное образование, социальную защиту и здоровую экологическую среду для каждого жителя страны.
Кроме того, в отличие от предыдущей редакции нашей Конституции, стержневой идеей новой ее редакции является обеспечение прав, свобод и законных интересов личности, его чести и достоинства, изменение ранее действовавшей парадигмы «государство-общество-личность» на новую: «человек – общество – государство».
Нормы Конституции Узбекистана, касающиеся реализации этих принципов увеличились в 3,5 раза. Конституция закрепила весь каталог прав и свобод человека, содержащихся во Всеобщей декларации прав человека и других основополагающих международных документах в области прав человека, установила приоритет прав и свобод человека над государственными интересами. Внесены нормы об экологических и информационных правах человека, права на свободу и неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, а также конституционно закреплены права и обязанности институтов гражданского общества и т.д.
В частности, с учетом общепризнанных норм международного права прав человека, в Конституции закреплены:
во-первых, права и свободы человека принадлежат каждому от рождения (ст. 19), действуют непосредственно (ст. 20), причем право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека и охраняется законом (ст. 25);
во-вторых, честь и достоинство человека неприкосновенны и ничто не может быть основанием для их умаления (ст. 26). Одновременно устанавливается также, что никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах государственной власти (ст. 39);
в-третьих, каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 27), неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 31). При этом никто не может быть подвергнут аресту, задержанию, заключению под стражу, содержанию под стражей или иному ограничению свободы иначе как на основании закона;
в-четвертых, никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию (ст. 26).
Вместе с тем, право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека и в статье 25 Конституции отмечено о том, что «в Узбекистане смертная казнь запрещена».
В Основном законе также закреплены «Правило Миранды» и принципы «Хабеас корпус». Так, в статье 27 Основного закона говорится: «Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов» и при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания.
Вместе с тем, судимость лица и вытекающие из неё правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников. А в статье 28 указано, что «Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности».
Кроме того, международным сообществом высоко оценен опыт Узбекистана по укрепление конституционных основ деятельности национальных институтов по правам человека, которые дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека, содействуют развитию гражданского общества и повышению культуры прав человека (ст. 56). При этом государство создает условия для организации их деятельности.
Конституция – основа обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, развития гражданского общества
специальные комитеты ООН позитивно оценивают также укрепление конституционных основ обеспечения межнационального и межконфессионального согласия в стране.
В данном контексте отметим, что положение Преамбулы, указывающее что Конституция принята «единым народом» Узбекистана, более подробно раскрывается, в частности, в нормах следующих статей Основного закона:
- статьи 8 – народ Узбекистана составляют граждане страны независимо от их национальности;
- статьи 19 – в Узбекистане признаются и гарантируются права и свободы человека, которые принадлежат каждому от рождения, причем все граждане имеют одинаковые права и свободы, равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, общественного положения.
Анализируя эти конституционные нормы вкупе, а также конституционные цели построения светского государства, открытого и справедливого общества, в сравнении с положениями международного права прав человека, можно заключить, что новая редакция Конституции служит реализации в стране общепризнанных в мире принципов равенства и равноправия, недопущения дискриминации людей, особенно женщин и детей, формирования в обществе культуры уважения жизни, прав, свобод, чести и достоинства человека.
Подчеркнем, что в современном мире формирование и развитие институтов гражданского общества, парламентаризма, многопартийной системы считается олицетворением подлинного народовластия.
Впервые в Конституцию Узбекистана включена отдельная «Глава XIII. Институты гражданского общества». В статьях 69-70 раскрывается определение данного термина, включающего в себя общественные объединения – профессиональные союзы, политические партии, общества ученых, женские организации, организации ветеранов, молодежи и лиц с инвалидностью, творческие союзы, массовые движения и иные объединения граждан, а также другие негосударственные некоммерческие организации, органы самоуправления граждан, средства массовой информации, образующих основу гражданского общества.
В статье 72 закрепляется обязательства государства обеспечивать соблюдение прав и законных интересов негосударственных некоммерческих организаций, создавать им равные правовые возможности для участия в жизни общества. При этом также закрепляется, что «вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность негосударственных некоммерческих организаций, а также вмешательство негосударственных некоммерческих организаций в деятельность государственных органов и должностных лиц не допускается».
Нормы Конституции, направленные на повышение роли институтов гражданского общества и укрепление общественного контроля, устанавливают:
во-первых, государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду (ст. 49). Данная норма, расширяя общественный контроль, усиливает конституционные гарантии сохранения благоприятной и экологически чистой территории для населения и будущих поколений, надежной защиты здоровья населения, обеспечения благоприятной среды для его проживания и развития;
во-вторых, граждане и институты гражданского общества осуществляют общественный контроль за формированием и исполнением Государственного бюджета Узбекистана. Порядок и формы участия граждан и институтов гражданского общества в бюджетном процессе устанавливаются законом (ст. 148). Эти положения способствуют также дальнейшему обеспечению конституционных прав граждан на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 36).
Кроме того, в статье 56 Конституции закреплено, что национальные институты по правам человека дополняют существующие формы и средства защиты прав и свобод человека, содействуют развитию гражданского общества и повышению культуры прав человека. Другими словами, благодаря этим нововведениям у гражданского общества в Узбекистане есть надежная правовая основа для эффективной и свободной деятельности.
Одним словом, Конституция значительно укрепила правовую базу для формирования и развития многообразных институтов гражданского общества, свободной деятельности политических партий, формирования и развития многопартийной системы, закрепила гарантии свободы выбора и волеизъявления людей, права каждого избирать и быть избранным в представительные органы власти, участия граждан в управлении делами государства и общества.
Конституция и экологические права человека
Как утверждал знаменитый английский философ Френсис Бэкон, «Природа побеждается только подчинением ей», что означает важность сохранения гармонии между человеком и природой. Этот принцип, соответствующий учениям многих мыслителей древности и современности, составляет важнейшую часть и необходимое условие устойчивого социального, экономического и экологического развития человека, общества и государства.
В докладе Генерального секретаря ООН А.Гутерриша «Призыв к действиям в интересах прав человека» подчеркивается, что в основе всех 17 глобальных Целей устойчивого развития лежат личные, политические, экономические, гражданские, культурные, экологические и социальные права, а также право на развитие. В совокупности эти права можно условно обозначить как «право на устойчивое развитие», означающее, что более устойчивых, мощных и эффективных результатов развития можно достичь только основываясь на защите и обеспечении чести и достоинства, прав и свобод человека, создании благоприятных условия для его жизни и деятельности.
В настоящее время многие развитые государства, учитывая глобальные климатические изменения, вводят в свои конституции специальные экологические разделы. В частности, в конституциях свыше 100 государств мира закреплены общепризнанные принципы экологического права, которые должны соответствовать потребностям взаимодействия общества и природы.
Анализируя новеллы новой редакции Конституции, можно констатировать усиление норм в этой сфере, предусматривающие:
- реализацию единой государственной политики в области охраны окружающей среды, сохранения природного богатства и биологического разнообразия, борьбы с изменением климата, эпидемиями, пандемиями, смягчения их последствий (статья 115);
- закрепление прав каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (статья 49);
- обязанности государства в сфере реализации мер в соответствии с принципом устойчивого развития по улучшению, восстановлению и охране окружающей среды, сохранению экологического равновесия, а также охране и восстановлению экологической системы, социальному и экономическому развитию региона Приаралья (статья 49) и др.
Глобальная экологическая проблема, возникшая в регионе Приаралья, оказывает негативное воздействие на образ жизни почти 50 млн жителей региона. Поэтому в Узбекистане уделяется особое внимание устранению последствий проблемы Арала. В частности, создается новое «зеленое пространство» на 2,5 млн гектарах дна Аральского моря. Кроме того, в связи со сложной экологической ситуацией в Арале и регионе Приаралья реализуются масштабные проекты, направленные на сохранение генофонда населения, улучшение его здоровья и обеспечение устойчивого развития этой территории;
- создание условий для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду. При этом проекты градостроительных документов тоже подлежат общественному обсуждению (статья 49);
- обязанности граждан бережно относиться к окружающей природной среде, а также права собственника владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. При этом пользование имуществом не должно причинять ущерб окружающей среде, нарушать права и законные интересы других лиц, общества и государства (статья 62);
- возможность нахождения Земли в частной собственности на условиях и в порядке, предусмотренных законом и обеспечивающих ее рациональное использование и охрану, как общенационального богатства (статья 68).
Сегодня с уверенностью можно констатировать в целом ориентированность новых норм Конституции на обеспечение устойчивого развития человека, общества и государства.
С принятием обновлённого Основного Закона создана конституционно-правовая основа для их достижения, что еще раз показывает на твёрдую приверженность нового Узбекистана своим международным обязательствам в этих сферах.
Защита частной собственности и предпринимательства – важнейшие новеллы Конституции
Как известно из мировой практики, только в том государстве, где развито предпринимательство, гарантируется эффективная защита частной собственности и имущества – обеспечивается устойчивое развитие, конкурентоспособность государства, качественное образование, квалифицированные медицинские услуги, благополучная жизнь и уверенность людей в завтрашнем дне.
История показывает, что именно активное предпринимательство и неприкосновенность частной собственности, имущества – залог прогресса страны. Именно в соблюдении данного принципа человек может свободно жить, работать и распоряжаться своим имуществом.
Экономика и экономические отношения занимают важное место в осуществлении прав и свобод человека. Частная собственность и предпринимательство являются залогом построения демократического государства.
За последние годы в Узбекистане осуществляются коренные взаимосвязанные и взаимообусловленные демократические политические, экономические, социальные и правовые реформы, направленные на построение нового Узбекистана, формирование свободного и справедливого гражданского общества.
В Новом Узбекистане только Конституция, закон и суд является защитником собственности и инвестиций. Это стержневая новелла новой редакции Конституции Узбекистана.
В частности, в статье 65 Конституции Республики Узбекистан говорится: «Основу экономики Узбекистана, направленной на повышение благосостояния граждан, составляет собственность в ее различных формах. Государство создает условия для развития рыночных отношений и добросовестной конкуренции, гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителей», а в статье 67 отмечается, что «Предприниматели в соответствии с законодательством вправе осуществлять любую деятельность и самостоятельно выбирать ее направления».
Справедливое гражданское общество – это сообщество свободных индивидов, где имеется сильный средний класс собственников, где созданы необходимые материальные и прочие условия для всемерного развития человека, воспитания граждан как свободных, культурных, социально активных и ответственных перед законом членов общества.
Изменения, направленные на повышение качества и эффективности управления, способствуют стабильности политической системы, что в свою очередь идет на пользу экономике, созданию стабильных условий для инвестиций и развития. Она обуславливается следующими факторами:
во-первых, реализации принципов неприкосновенности и защиты частной собственности, в том числе на землю и полезные ископаемые как важнейших и необходимых условий обеспечения благосостояния населения, развития национальной экономики и экономических прав человека. Исходя из приоритета частной собственности особое внимание уделяется развитию конституционно-правовых основ и созданию условий, при которых станет невозможным нарушение прав лиц, приобретающих собственность, доверяя сведениям государственных ведомств;
во-вторых, создания такой системы, при которой суд, восстанавливая права граждан и предпринимателей, стоит на защите частной собственности, обязывает исполнительные органы действовать в рамках закона, что способствует развитию общества, в первую очередь его экономическому прогрессу;
в-третьих, касательно зарубежного опыта подчеркнуто, что главными аспектами конституционно-правового содержания частной собственности выступают признание большинством конституций права частной собственности в качестве одного из конституционных прав человека;
в-четвертых, закрепление конституциями разных стран не только субъективного права частной собственности, но и важнейших характеристик соотношения с иными формами собственности, социальный характер частной собственности обусловлена ее огромной ролью как чрезвычайно важного фактора общественной значимости, в частности, для установления баланса конституционных ценностей правового и демократического государства с одной стороны и социального государства – с другой.
В целом, без всякого преувеличения можно констатировать, что эти нормы способствуют развитию отношений собственности, как одно из реальных революционных изменений в новой редакции Конституции.
Конституция заложила прочный юридический фундамент для дальнейшего повышения благосостояния народа на основе принципа «Во имя чести и достоинства человека», ориентирует дальнейшее развитие страны по пути обеспечения «права на устойчивое развитие», личных, политических, экономических, гражданских, культурных, экологических и социальных прав, прав на развитие личности, общества и государства.
Во исполнение положений новой редакции Конституции Узбекистана на сегодня уже приняты, внесены изменения и дополнения в более чем 40 законов и иных нормативно-правовых актов страны в этих сферах.
Акмал Саидов, первый заместитель
Спикера Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан
№ 83 (8661) газеты «Народное слово», от 1 мая 2024 года
Библиотека Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
- Добавлено: 01.05.2024
- Просмотров: 1520
- Распечатать