«Кто виноват?» и «Что делать?»

9 сентября – Международный день защиты от нападений в сфере образования

  

Генеральная Ассамблея ООН своей Резолюцией 74/275 от 28 мая 2020 г. учредила Международный день защиты от нападений в сфере образования.

Провозглашая этот день в качестве международного, Генеральная Ассамблея осудила все виды нападения на образование и использование учебных зданий в военных целях как нарушение международного права.

Нам, людям, живущим в XXI в. приходится признать, что образовательные учреждения не являются безопасным местом ни для учеников, ни для преподавателей. Нет гарантий, что нападение не произойдет в детском саду, школе, университете. Образовательная деятельность, являясь мирной и гуманистической подвергается разным видам нападений: посягательства на детей в условиях вооруженного конфликта, физическое и психологическое насилие, травля, вооруженные нападения, кибернападения, пандемии и др. В результате чего дети и педагогический состав не могут быть уверены в своей физической и эмоциональной безопасности, что не дает возможности полноценно передавать и получать знания в ходе образовательной деятельности.

Международное право ясно и недвусмысленно определяет право на жизнь и образование в качестве неотъемлемых прав человека в своих основополагающих документах:

  • Устав Организации Объединенных Наций 1945 г.;
  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
  • Женевские конвенции 1949 г.;
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах 2000 г.;
  • Право на образование в чрезвычайных ситуациях. Резолюция Генеральной Ассамблеи 64/290 от 9 июля 2010 г.;
  • Декларация о безопасных школах 2015 г. и др.

Совет Безопасности ООН также регулярно, начиная с 1999 г., принимает резолюции, направленные на предотвращение нападения на детей. Так, Совет Безопасности в своей Резолюции 2601 от 29 октября 2021 г., в очередной раз осудил нападения на школы, учащихся и учителей и призвал все стороны конфликтов, происходящих в мире, прекратить нарушение соответствующих положений международного права и усилить действия по защите права всех детей на образование. Однако приходится признать, что невзирая на многолетние усилия мирового сообщества, данная проблема укоренилась и продолжает сохраняться.

На сегодняшний день в мире насчитывается более пятидесяти вооруженных конфликтов, происходящих в Африке, Европе, Азии, Америке. Число стран, переживающих подобные конфликты, является самым высоким за последние 30 лет. Соответственно, возрастает количество нападений и использования учебных заведений в военных целях, от чего страдают ученики и преподавательский состав во многих странах.

По данным отчета «Образование под угрозой 2024» Глобальной коалиции по защите образования от атак (GCPEA) в 2022 и 2023 гг. было совершено 6000 нападений и военного использования учебных заведений, что нанесло ущерб более чем 10 000 учащихся и преподавателей по всему миру. В среднем, восемь нападений в день, что на 20 % больше, чем за два предыдущих года. Подобные цифры подтверждают, что широкомасштабные нарушения международного гуманитарного права и прав человека оказывают разрушительное воздействие на жизнь мирных жителей.

Сегодня те дети, которые остаются без полноценного образования, то есть без возможности приобрести навыки, необходимые им для создания своего благополучия и внесения вклада в развитие своих стран, теряют шанс на достойную, отвечающую современным условиям жизнь в будущем. И не только они, но в дальнейшем и их семьи.

Параллельно с угрозой образованию во время вооруженных конфликтов существует такая опасность, как расстрелы или другие нападения в учебных заведениях на абсолютно мирных территориях. Тревожный всплеск которых происходит на современном этапе времени, что, конечно, менее массовый вид нападений, но не менее опасный в силу многих и разнообразных причин их возникновения. Трагедии в школах и других учебных заведениях происходили в разные времена, но массовый расстрел двумя учениками учащихся и преподавателей в стенах родной школы Колумбайн (США) 20 апреля 1999 г. и последовавшее за ним самоубийство, положил начало опасному социальному явлению. Явление «скулшутинг», это целенаправленная реализация насилия с применением огнестрельного, холодного или взрывчатого оружия, результатом которого является смерть или тяжелый вред здоровью группы людей.

Подобная форма проявления агрессии, как вооруженное нападение в учреждении образования, за двадцать пять лет своего существования, с ужасающей скоростью шагнула далеко за пределы США.

Результатом стрельбы в школах (как собирательного образа всех учебных учреждений) является не только гибель людей (что само по себе есть большая трагедия), но и психологические последствия для всех участников подобных действий. И в помощи нуждаются все: пострадавшие и свидетели, их близкие, а также агрессоры. Последствия таких трагических событий очень широкого спектра и глубины ощущений – это страх, неуверенность, черствость, жестокость, безразличие и т.д., которые будут испытывать все вольные и невольные участники на протяжении разного количества времени.

Безусловно, с момента первых покушений в школах, стали приниматься меры по усилению безопасности. На пришкольных территориях и в учебных помещениях стали устанавливать видеонаблюдение, заградительные барьеры, металлодетекторы, систему тревожной сигнализации, автоматически запирающиеся двери в классах, пуленепробиваемые стекла, а также увеличивать количество охранников и вносить архитектурные изменения в школьные здания.

Данные меры, в своем большинстве, являются техническим аспектом в решении вопроса безопасности, но, к сожалению, не самыми действенными, так как нападающими чаще всего являются учащиеся самих этих школ, и они хорошо знают все слабые места и нюансы защитных систем.

Это только возможность уменьшить и смягчить последствия, но не дает гарантии от самого нападения. Причины подобного поведения нападающих намного сложнее чем кажется на первый взгляд. Можно списать все на психологическое заболевание, ведь разве нормальный человек будет убивать всех без разбора? Однако, по результатам исследований, в большинстве случаев у вооруженных нападавших на школы не отмечались психические расстройства за исключением небольшого количества школьных стрелков, у которых психиатры выявили отклонения в поведении и эмоциональной сфере. Тогда встает вполне закономерный вопрос «Что же становится причиной вооруженных нападений в школах?». Сюда относятся случаи травли, издевательства, оскорбления, физическое насилие, которые приводили жертвы к социальной изоляции, депрессии, ожесточению, агрессии и желанию мести своим обидчикам и тем, кто мог оказаться свидетелями их унижений. В таких ситуациях можно говорить о Третьем законе Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие», но не в отношении физических тел, а в отношении эмоциональных противостояний во взаимодействии людей. Для борьбы и профилактики стрельбы в школах проводится изучение и анализ психологических, социальных и иных факторов, влияющих на возникновение подобных ситуаций.

Здесь на первый план выходит социальный аспект – диалог между всеми участниками образовательного процесса: учениками и родителями, учениками и педагогическим составом, учениками и, учащихся друг с другом, а также родителей с педагогами и администрацией, необходимый для решения существующей проблемы. То, как ведут себя дети и подростки напрямую связано с тем окружением, в котором они вращаются, с кого берут пример и общение с которыми закладывает фундамент их личности. Можно смело сказать, что «безопасность школы начинается далеко за ее пределами» – в семье, в детском саду, в школе, в институте, в кругу друзей и т.д.

Сейчас перед Узбекистаном, который не допустил на своей территории вооруженных конфликтов, стоит важная задача по созданию условий, дающих возможность избежать трагедий с расстрелами в школах. Проблема состоит в том, что первые жертвы среди подростков в результате избиений и применения холодного оружия в Узбекистане уже есть. В социальных сетях Узбекистана все больше распространяются видео с жестокими драками, хулиганскими поступками, издевательствами в подростковой среде, разборки учеников и учителей, доходящие до рукоприкладства, агрессивные участники которых считают себя «крутыми», «всемогущими», «неприкасаемыми». Сотрудниками профилактики правонарушений было выявлено, что учащиеся ходят на учебу с ножами, битами, травматическими пистолетами и вряд ли, они им нужны для получения знаний. Эти резонансные дела заставляют нас увидеть и признать проблемы насилия и травли в учебных и воспитательных учреждениях.

Исходя из того, что все мы родом из детства, то и корень происходящего следует искать там же. Родители – это люди, в которых для ребенка сконцентрирован весь мир, они их опора и первые учителя. Они учат понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Такие понятия как доброжелательность, дружба, сочувствие, трудолюбие, взаимовыручка, любовь, смелость, честность прививаются в процессе воспитания и формируют характер и поведение ребенка. Быть ответственными и осознанными родителями нелегко, но без этого в семье не сложатся доверительные отношения и в случае сложной и опасной ситуации ребенок не сможет или испугается прийти к членам своей семьи за помощью. Почти наравне с семьей стоят воспитатели и учителя. Особенно первые, от которых во многом зависит будущее детей как в обучении, так и в вопросах становления личности молодого человека. Прискорбно осознавать, что в Узбекистане уже есть случаи рукоприкладства и тем самым унижения достоинства детей, начиная с дошкольных учреждений. Именно здесь, где они должны получать физическое и духовное воспитание на высоком уровне, которое станет основой их будущего и будущего страны.

Родителям и педагогам следует внимательно и серьезно подходить к воспитанию детей. Они нуждаются не только в пище, одежде, игрушках и умению читать и считать. Каждому ребенку нужно внимание, понимание, уважение, доверие. Дать им это – обязанность взрослых. Как отметил Президент Узбекистана Ш.М. Мирзиёев: «Без правильного формирования мышления детей с самого раннего возраста, привлечения в процесс воспитания детей педагогических кадров, хорошо знающих свое дело, применяющих индивидуальный подход к каждому ребенку, в будущем нам будет сложно воспитать гармонично развитое поколение, обладающее высоким интеллектуальным потенциалом, знаниями и духовностью».

Заботясь о молодом поколении нашей страны, Узбекистан не только присоединился к международным документам, в которых прямым или косвенным путем закрепляются нормы по правам детей, а также создал свои национальные законодательные нормы в этой сфере: Конституция Республики Узбекистан; Семейный кодекс; Закон «О гарантиях прав ребенка; Закон «Об уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (детском омбудсмане)»; Закон «Об образовании»; Закон «О государственной молодежной политике»; Закон «О статусе педагога» и другие нормативно-правовые акты.

Все предпринимаемые руководством страны меры направлены на создание в учебных заведениях условий для того, чтобы наши дети получали полноценное образование и воспитание в безопасной и благоприятной атмосфере. Но и от каждого человека требуется ответственное отношение к своим родительским, профессиональным и гражданским обязанностям дабы избежать губительных последствий тех ошибок во взаимоотношениях взрослых и детей, которые становятся причинами агрессивного детского поведения. Ребенок не рождается агрессивным и злым. Его делает таким черствость, равнодушие, неуважение и бессердечие взрослых.

Задача взрослых относиться и воспитывать детей так, чтобы они не становились ни объектом, ни субъектом насилия. Да, это сложная, но важная задача, для решения которой требуются любовь, силы, знания, выдержка. Конечно, проще дать ребенку игрушку, современный гаджет, деньги и отправить его занимать самому себя, чем вместе с ним посмотреть фильм, прочитать книгу, сделать уборку в доме, приготовить еду, выйти на прогулку или сыграть в компьютерную игру. Во время совместного проведения времени узнаются желания, предпочтения, склонности, возможности и проблемы маленького человека, что поможет направлять его развитие, корректировать поведение, восприятие и отношение ребенка к происходящему вокруг. Помогите ему стать счастливым. Ведь счастливый человек не будет жестоким. Он не будет считать силу – оружием нападения, унижение других – смелостью, оскорбление и насмешки – доблестью, совместное издевательство над беззащитным – дружбой. Счастье, это стать человеком, уверенным в любви своих близких, их поддержке, уважении и при этом, умеющим самому справляться со сложными ситуациями и самому любить, заботиться и защищать тех, кто рядом.

Конечно, можно сказать, что это утопия и в реальной жизни люди не являются образцово-показательными родителями, воспитателями, педагогами. Да, это так. Но каждый человек может внести свой, пусть не большой, вклад в дело защиты прав детей на получение образования в безопасных учебных заведениях. Ребенок не должен бояться ходить в детский сад, школу, институт из-за плохой атмосферы в учебном заведении или плохого отношения лично к нему. Нормально получать удовольствие от обучения и общения с другими детьми и учителями. Каждый ребенок должен помнить, что неуважение, издевательства и предвзятое отношение терпеть нельзя и у него есть право на защиту.

 

Сафарова Нонна,

сотрудник Национального центра Республики Узбекистан

по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech