О докладе Human Rights Watch за 2025 год

Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, внимательно ознакомившись с докладом Human Rights Watch (HRW) за 2025 год, с сожалением отмечает, что доклад носит односторонний и предвзятый характер. Несмотря на декларируемую HRW приверженность объективности, представленный отчет содержит многочисленные искажения, необоснованные обвинения
и тенденциозные выводы.

Несмотря на открытость Узбекистана к международному сотрудничеству, HRW систематически игнорирует проводимые реформы и реальные достижения Узбекистана в области прав человека.

  1. Доклад HRW носит политизированный и необъективный характер.

Национальный центр по правам человека рассматривает доклад HRW как документ, в котором сознательно искажается реальная ситуация в стране. HRW систематически опирается на непроверенные данные, а также на информацию
от ангажированных источников, не учитывая официальную позицию государства и успехи страны, признанные ООН
и другими международными организациями.

Узбекистан неизменно привержен укреплению прав человека и верховенства закона. В последние годы проводятся масштабные реформы в судебно-правовой системе, направленные на защиту гражданских и политических свобод, прозрачность правосудия и обеспечение справедливого судебного разбирательства. Однако, в докладе HRW вопросы реформ в судебно-правовой системе, направленные
на защиту прав человека, умалчиваются или сводятся
к поверхностным комментариям.

  1. Манипуляции с фактами и предвзятая интерпретация событий

В отчете HRW широко применяются методы манипуляции и подтасовки фактов. Например,

События в Каракалпакстане. В докладе умышленно замалчивается, что массовые беспорядки в Каракалпакстане
в 2022 году были инспирированы деструктивными силами, пытавшимися дестабилизировать ситуацию в стране. Государственные органы действовали в строгом соответствии с законодательством, предотвращая дальнейшую эскалацию. Расследование инцидентов велось с участием независимых экспертов, а все судебные процессы проходили открыто
и гласно. Однако HRW игнорирует факты и не упоминает меры, принятые государством для укрепления общественной безопасности и защиты прав жителей региона.

Свобода слова. HRW упоминает об уголовном преследовании отдельных блогеров, но умалчивает о том, что речь идет о нарушителях закона, занимавшихся распространением клеветы, экстремистских идей
и оскорблений, а также совершивших другие тяжкие уголовные преступления.

Узбекистан предоставляет все условия для свободной журналистики. В стране действует более 1 900 независимых СМИ, что подтверждает приверженность государства свободе слова. Вопросы регулирования интернет-пространства связаны исключительно с обеспечением общественного порядка и недопущением разжигания экстремизма
и ненависти.

Гражданское общество. Вопреки утверждениям HRW, Правительство Узбекистана последовательно расширяет пространство для гражданского общества. В стране действует более 10 000 неправительственных организаций (НПО), в том числе занимающихся защитой прав человека. Введены механизмы общественного контроля, обеспечивающие диалог между государством и обществом.

Свобода вероисповедания. HRW вновь делает акцент на «преследовании верующих», не учитывая, что в Узбекистане зарегистрированы более 2 300 религиозных организаций разных конфессий. При этом государство предпринимает меры исключительно в отношении радикальных группировок, использующих религию для подрыва общественной стабильности и конституционного строя Республики Узбекистан.

Политика Узбекистана в этой сфере соответствует международным стандартам и направлена на защиту прав граждан, а не на ограничение религиозных свобод.

Пытки и жестокое обращение. Обвинения HRW
в «систематических пытках» не подкреплены реальными доказательствами и игнорируют фактические реформы в этой сфере. HRW упускает из внимания меры, предпринятые Узбекистаном для борьбы с любыми случаями жестокого обращения и насилия со стороны правоохранительных органов. В стране действуют механизмы независимого мониторинга и защиты прав задержанных, усилен Национальный превентивный механизм против пыток.

Запрет принудительного труда. HRW также игнорирует объективные положительные изменения в Узбекистане по полной ликвидации детского труда и искоренению принудительного труда, зафиксированные Международной организацией труда. Органы государственного контроля продолжают мониторинг в целях недопущения любых нарушений трудовых прав.

Доступ международных организаций. Узбекистан активно сотрудничает с международными правозащитными организациями и договорными органами ООН, что подтверждается многочисленными визитами и диалогами
с экспертами. Однако соблюдение визового режима
и требований законодательства страны является обязательным для всех иностранных граждан, включая представителей HRW.

  1. Попытки давления на национальную правовую систему

HRW регулярно требует пересмотра законодательства Узбекистана в угоду своим идеологическим взглядам, игнорируя суверенное право страны самостоятельно определять нормы правового регулирования. В частности, организация настаивает на декриминализации однополых отношений, полностью игнорируя культурные и исторические традиции народа Узбекистана. Государство исходит из национальных традиций и общественного запроса, а не из внешнего давления.

HRW оправдывает деятельность деструктивных элементов, пытаясь представить их в качестве «политических активистов». В реальности речь идет о нарушителях закона, связанных с экстремистскими организациями. Любые действия, направленные на подрыв национальной безопасности, дестабилизацию общества или распространение экстремистских идей, пресекаются в рамках законодательства и международных обязательств Узбекистана.

Национальный центр по правам человека выражает несогласие с выводами, содержащимися в докладе HRW, и призывает организацию соблюдать объективность и профессиональные стандарты. Центр отмечает, что любые правозащитные оценки должны основываться на достоверных источниках, учитывать официальную позицию государства и быть свободными от политической ангажированности.

Узбекистан открыт для конструктивного диалога
с международными партнерами, но не приемлет двойных стандартов и политически мотивированного давления.

Узбекистан продолжит реформы в сфере правосудия,
обеспечения верховенства закона и прав человека, а также развития независимого гражданского общества.

 

 

Пресс служба Национального центра

 Республики Узбекистан по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech