Республика Узбекистан с принятием в 2017 году Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития на 2020 гг. впервые создала предпосылки для долгосрочного развития страны как политически стабильного, экономически сильного и социально ответственного государства.
Сегодня признание, соблюдение и защита прав человека стали одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, призванных изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободу и неприкосновенность, социальную защищенность, участие в управлении государством.
Приверженность данным стандартам получила отражение в содержании правовых реформ, проводимых в стране, а также создании институциональных механизмов защиты прав человека.
Так, сегодня Республика Узбекистан является участником более 70 международных документов по правам человека. В целях имплементации положений указанных международных договоров за последние годы принято свыше 5000 нормативно-правовых актов, в том числе 4 новых кодекса, 186 законов, 1200 актов главы государства, направленных на создание правовой основы реализации личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод граждан.
Созданы внесудебные механизмы защиты прав и свобод человека – Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Бизнесс-Омбудсман, детский Омбудсман.
Венская декларация и Программа действий, принятые на Всемирной конференции по правам человека в Вене 25 июня 1993 года, рекомендовали каждому государству разработать Национальный план действий (стратегию) по улучшению защиты и поощрения прав человека. На сегодняшний день более 40 стран приняли свои собственные национальные стратегии в области прав человека, в том числе Австралия, Великобритания, Швеция, Норвегия, Индонезия и Мексика.
С учетом международной практики и наилучшего опыта зарубежных стран, в соответствии с поручением Президента Республики Узбекистан Национальный центр по правам человека начал подготовку проекта Национальной стратегии по правам человека.
Необходимость подготовки стратегического программного документа в области прав человека была вызвана следующими факторами:
во-первых, целесообразностью разработки единых стандартов в области защиты прав человека,
во-вторых, необходимостью закрепления основных направлений государственной политики,
в-третьих, представлением объективной оценки существующего положения с правами человека,
в-четвертых, выработкой мер по созданию действующих гарантий реализации и обеспечения прав и свобод человека,
в-пятых, выполнением международных обязательств в области прав человека.
Целью Национальной стратегии явилось определение основных задач и направлений реализации последовательно проводимой государственной политики Узбекистана по обеспечению прав и свобод человека как важнейшего и необходимого условия повышения уровня жизни и благополучия народа, конкурентоспособности страны на мировой арене, ее устойчивого развития, создания ее нового, демократического облика.
За основу проект Национальной стратегии по правам человека взяты положения Конституции Республики Узбекистан, международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является наша страна.
В ходе работы над документом был проведен анализ ситуации с обеспечением прав человека в стране, определены цели, задачи и приоритетные направления совершенствования механизмов соблюдения и защиты прав и свобод человека, выработаны индикаторы эффективности реализации Национальной стратегии.
В процесс разработки проекта Национальной стратегии по правам человека были вовлечены все заинтересованные стороны – представители государственных органов, международных организаций и институтов гражданского общества, ведущие отечественные ученые и международные эксперты, от которых получены свыше 500 предложений и комментариев. Свыше 300 предложений от более 100 государственных органов и неправительственных организаций были приняты и учтены для дальнейшего совершенствования данного документа.
При разработке Национальной стратегии активно использовался опыт ООН, УВКПЧ, ОБСЕ, а также других международных организаций.
В целях обеспечения широкого обсуждения этого важного программного документа 28 февраля 2020 года состоялись Национальные консультации по обсуждению проекта Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека. Проект Национальной стратегии также был размещен на сайте regulation.uz. Более 30 национальных электронных сайтов и свыше 10 зарубежных сайтов представили положительные отзывы о проекте Национальной стратегии.
Указанные факты свидетельствуют о том, что проект Национальной стратегии поддержан как международной общественностью, так и государственными органами и институтами гражданского общества.
Сегодня проект документа рассматривается как инструмент реализации государственной политики, отражающей основные направления развития страны в целом, который будет способствовать надежному гарантированию защиты прав человека в нашей стране.
В проекте Национальной стратегии предусмотрены такие направления совершенствования системных подходов в сфере развития и защиты прав человека, как:
1) приоритетные направления в сфере защиты личных и политических прав;
2) приоритетные направления защиты экономических, социальных и культурных прав, а также в сфере устойчивого развития;
3) совершенствование механизмов имплементации международных стандартов в области прав и свобод человека в законодательство и правоприменительную практику, а также механизма мониторинга;
4) повышение правовой грамотности в области прав человека;
5) развитие сотрудничества с международными и региональными структурами в области защиты прав человека, национальными правозащитными учреждениями зарубежных стран.
Национальная стратегия по правам человека призвана стать эффективным инструментом реализации единой и скоординированной политики в сфере защиты прав, который имеет целью обеспечение полноценного выполнения обязательств, зафиксированных в Конституции и принятых Республикой Узбекистан в соответствии с ратифицированными международными договорами.
Принятие и реализация Национальной стратегии по правам человека позволит:
во-первых, обеспечить эффективное выполнение международных обязательств Республики Узбекистан в области прав человека;
в-вторых, усовершенствовать механизмы контроля за соблюдением прав и свобод граждан;
в-третьих, создать систему организационно-правовых и иных мер, направленных на обеспечение надежной защиты прав и свобод человека;
в-четвертых, повысить эффективность механизмов и процедур по внедрению международных стандартов в области прав и свобод человека в законодательство и в практическую деятельность государственных органов, в частности, правоохранительных;
в-пятых, повысить грамотность населения в области прав человека, в том числе эффективное распространение информации, организация образовательной деятельности в области прав человека;
в-шестых, повысить уровень сотрудничества с международными и региональными правозащитными структурами, национальными институтами по правам человека.
В период активной интеграции в международное сообщество, Узбекистан, являясь участником международных процессов, прошел этап совершенствования законодательства посредством включения международных стандартов во внутреннее законодательство. Сегодня, место Узбекистана в глобальном сообществе во многом зависит от того, станут ли эти ценности и стандарты частью общенациональной идеи. Принятие же Национальной стратегии по правам человека позволит в полной мере обеспечить единые стандарты осуществления и защиты прав человека в стране.
Дилноза Муратова,
заместитель директора
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека
- Добавлено: 05.05.2020
- Просмотров: 4228
- Распечатать