Новый Узбекистан и избирательное законодательство

В рамках, осуществляемых в стране широкомасштабных и последовательных реформ, направленных на создание нового демократического и свободного Узбекистана, особое внимание уделяется реализации конституционного принципа народовластия, обеспечению участия граждан в управлении государством и обществом, а также совершенствованию избирательного законодательства. Ибо демократичные и справедливые выборы считаются важнейшим и необходимым условием демократии.

Об этом свидетельствуют и выборы, прошедшие в 2019 году, по выражению Президента, на основе приоритетной идеи «Новый Узбекистан — новые выборы — новый парламент». Они ярко продемонстрировали, что в стране сформировалась новая политическая обстановка, необходимая для поднятия демократических реформ на новый уровень. На выборах, впервые прошедших на основе Избирательного кодекса Узбекистана, был приобретен полезный опыт, вместе с тем были выявлены некоторые пробелы в законодательстве. В соответствии с Государственной программой 2020 года разработан проект закона, направленный на совершенствование законодательства о выборах. Он дважды рассмотрен в палатах Олий Мажлиса с участием членов Центральной избирательной комиссии, сенаторов и депутатов. В мае-июне 2020 года проведено его общественное обсуждение.

 

«Путь демократических реформ — единственный и самый верный путь для нас»

Приоритетными задачами сегодня являются совершенствование национального избирательного законодательства и практики проведения выборов, приведение их в соответствие с общепризнанными международными стандартами, гармонизация с осуществляемыми демократическими реформами, повышение политического авторитета страны и ее места в международных рейтингах и индексах.

Во-первых, нужно довести до международного сообщества суть проводимых в данном направлении реформ путем устранения возникших недостатков и проблем на парламентских выборах 2019 года, имплементации в национальное законодательство отдельных приемлемых рекомендаций международных организаций и зарубежных наблюдателей.

Во-вторых, в Индексе демократии стран мира Узбекистан занимает 157-е место. Поэтому в соответствии с Указом Президента «Об улучшении позиций Республики Узбекистан в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях» от 2 июня 2020 года поставлена цель — до 2022 года повысить показатели нашей страны по направлению «Избирательный процесс и плюрализм» в шесть раз.

В-третьих, большое значение в последовательной реализации законодательства о выборах имеют повышение избирательной культуры населения, дальнейшее улучшение системы работы политических партий со своим электоратом, усиление их политической активности. Ибо «Путь демократических реформ — единственный и самый верный путь для нас».

На что обращалось внимание при разработке законопроекта

В соответствии со статьей 83 Конс­титуции группа депутатов на основе права законодательной инициативы внесла на обсуждение Законодательной палаты проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием избирательного законодательства».

Он был разработан в рамках Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики».

 

При разработке проекта закона опирались на три источника:

l национальное избирательное законодательство и практику;

l опыт более чем 20 зарубежных государств по проведению выборов;

l международные нормы и стандарты касательно выборов.

Данным законопроектом предлагается внести изменения и дополнения:

l в статью 117 Конституции Республики Узбекистан;

l в статью 3 Конституционного закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти»;

l в 29 статей Избирательного кодекса Республики Узбекистан;

l в 6 статей Закона «О финансировании политических партий».

Факторы, потребовавшие изменения даты

Группа депутатов вместе с национальными и зарубежными экспертами тщательно изучила вопрос о переносе сроков проведения парламентских, президентских выборов и выборов в представительные органы влас­ти с декабря на октябрь.

Согласно статье 117 Конс­титуции, выборы Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти областей, районов, городов проводятся соответственно в год истечения конституционного срока их полномочий — в первое воскресенье третьей декады декабря.

Такая же норма имеется и в статье 3 Конституционного закона «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти».

Основанием для переноса сроков проведения выборов с декабря на октябрь послужили следующие важные аспекты.

Первый фактор. После парламентских выборов такие важные политико-правовые процессы, как проведение первых заседаний Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, утверждение кандидатуры Премьер-министра на их совместном заседании, формирование правительства — Кабинета Министров, Послание Президента Олий Мажлису приходятся на первый квартал нового года. Это приводит к затягиванию принятия государственных программ и рассчитанных на соответствующий год реформ до апреля-мая.

К примеру, политико-правовые мероприятия после парламентских выборов 2019 года состоялись в очень короткие сроки, то есть 20—24 января, а Государственная программа 2020 года была принята 2 марта.

Второй фактор. Совпадение выборов с зимним периодом в свою очередь становится причиной появления ряда недостатков в повышении активности граждан в выборах, широкомасш­табном проведении мероприятий предвыборной агитации, использовании современных избирательных технологий, организации массовых мероприятий. На прош­лых выборах населением, политическими партиями и электоратом были внесены предложения по данным вопросам.

Третий фактор. Как показывает зарубежный опыт, выборы проводятся в декабре в основном в государствах Южного полушария с жарким климатом, например, в Гане, Египте, Нигерии, Южноафриканской Республике, Алжире, Венесуэле, Доминикане. В таких государст­вах, как Швейцария, Испания, Уругвай, Чили, Иордания, и ряде стран Содру­жества Независимых Государств выборы проводятся в октябре-ноябре.

Четвертый фактор. В этом году проводимые в Узбекистане выборы приходятся на 25 декабря, когда отмечается Рож­дество — религиозный праздник наблюдателей, приглашаемых из европейских государств и Америки. Это может ограничить участие в выборах международных наблюдателей, авторитетных в мире.

С учетом этих факторов выборы Президента Республики Узбекистан, в Законодательную палату Олий Мажлиса и Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, в представительные органы государственной власти предлагается перенести с декабря на первое воскресенье третьей декады октября.

В результате, с одной стороны, будет создана возможность для своевременного формирования высших государственных органов после выборов и принятия важнейших политико-правовых решений. С другой стороны, будет предупреждена такая возможная ситуация, как пассивное участие граждан в выборах из-за неблагоприятной погоды. Таким образом, для избирателей и наблюдателей будут куда более удобные условия для волеизъявления.

Что даст совершенствование кодекса

В Избирательный кодекс вносятся следующие изменения и дополнения.

Первое изменение: рекомендуется упразднить институт окружных избирательных комиссий по выборам в районные (городские) Кенгаши народных депутатов, а их полномочия возложить на районные (городские) избирательные комиссии.

Как показывает анализ, каждый избирательный округ ограничивается в среднем одним — тремя избирательными участками, поэтому на практике в течение нескольких лет они ведут неэффективную деятельность. Нередко функции окружных избирательных комиссий и соответствующих районных (город­ских) избирательных комиссий повторяют друг друга. По этой причине увеличиваются расходы из Государственного бюджета.

В результате оптимизации будет упразднено 5 739 окружных избирательных комиссий с более чем 544 тысячами членов, а значит, будут сэкономлены человеческие ресурсы, предотвращена излишняя волокита среди лиц, привлеченных к выборам.

Второе изменение: вводится порядок включения в список избирателей граждан Узбекистана, живущих за рубежом, независимо от того, состоят ли они на консульском учете дипломатических представительств, а также создаются правовые основы для голосования избирателей, находящихся за рубежом, при использовании переносных урн по месту жительства или работы.

К примеру, такая практика впервые была опробована на парламентских выборах 2019 года. Более 90 тысяч граждан Узбекистана, пребывавшие на тот момент в России, Южной Корее и Казахстане, проголосовали при использовании переносных урн. Одним из приоритетных направлений политики нового Узбекистана является именно обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан независимо от их местонахождения.

Третье изменение: вводится порядок, при котором наблюдатели, посещающие избирательные участки, образованные в местах заключения и лишения свободы, а также в воинских частях, оповещают о своем участии не менее чем за три дня.

Четвертое изменение: устанавливается точный порядок оплаты заработной платы и компенсации членам избирательных комиссий, расчета их зарплаты.

Пятое изменение: Закон ­«О финансировании политических партий» приводится в соответствие с Избирательным кодексом, устанавливается порядок финансирования государством и выборов Президента в равной степени с выборами в парламент и представительные органы власти.

На основе рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе вносятся следующие изменения в Избирательный кодекс.

Прежде всего исключаются функции избирательных комиссий по организации встреч кандидатов с избирателями. Проведение предвыборной агитации непосредственно относится к политическим партиям, и вмешательство избирательных комиссий в эту работу считается не свойственной для них функцией.

Наряду с этим запрещается использование государст­венных ресурсов в период предвыборной агитации. К примеру, ведение предвыборной агитации запрещается государственным служащим, если они не являются доверенными лицами, а также военным, служащим религиозных организаций и судьям.

Чтобы предупредить необоснованное затягивание сроков объявления результатов выборов, сокращается с десяти до пяти дней срок обжалования решений избирательных комиссий.

В целях обеспечения прозрачности использования средств, выделенных на предвыборную агитацию в соответствии с Законом «О финансировании политических партий», вводится порядок объявления ими промежуточного отчета и итогового финансового отчета после выборов, а также объявления Счетной палатой результатов проверки деятельности партий.

 

Новшества, направленные на демократизацию избирательного законодательства, дадут следующие результаты:

l национальное избирательное законодательство еще более приводится в соответствие с общепризнанными международными избирательными стандартами;

l будет достигнуто обеспечение открытого и гласного проведения выборов;

l предотвращены такие недостатки, как малочисленность участия граждан в выборах, для активного волеизъявления будут созданы благоприятные условия для наблюдателей
и избирателей;

l появится достаточно времени для своевременного формирования высших государственных органов после выборов и для принятия важных политических решений;

l будут задействованы факторы, влияющие на улучшение позиций Узбекистана в демократическом индексе стран.

Акмал САИДОВ,

первый заместитель
Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса

("Народное слово", 30.01.2021 г.)

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech