Итоги мониторинга группы Национального превентивного механизма (НПМ) важно сразу же обозначить руководству конкретного пенитенциарного учреждения.
Это отметила международный эксперт Джанет Холл 6 сентября в ходе завершающего дня тренинга «Мониторинг закрытых учреждений и мест лишения свободы».
Началом является короткое резюме, составленное сразу после мониторинга. Главное, обозначить в нем – что не так. Затем пишется отчет, причем с участием редакторов и проверками, который отправляется первым делом туда, где проходил мониторинг, а затем публикуется. Отчет должен быть написан так, чтобы он был понятен и для заключенных. Для широкого распространения отчета мало его размещения на сайте НПМ. Так, в Великобритании применяется следующий механизм: за 48 часов до появления отчета о дате его публикации извещается пенитенциарная система (в случае мониторинга тюрьмы), потом размещается релиз об отчете, затем отчет полностью. Также практикуются радио и телеинтервью по отчету.
Далее детали отчета используются в ходе различных мероприятий – форумов, дебатов и т.д. Важно помнить, что отчет – продукт НПМ и его необходимо использовать как можно шире.
В случае, если в тюрьме обнаружено много нарушений, НПМ Великобритании в течение 7 дней срочное уведомление об этом направляет руководству пенитенциарной системы, поднимая проблему до уровня министра, и ожидая предоставления плана действий. Также до министра доводятся структурные проблемы, выявленные в ходе мониторинга, которые не решить на уровне руководства тюрьмы, например, плохое состояние здания тюрьмы.
Возможно, что мониторинговой группой с целью анализа выполнения рекомендаций будет в скором времени инициирована повторная частичная проверка.
Как отметила Джанет Холл, в 2018 году НПМ Великобритании было сделано 1 тыс. 600 рекомендаций.
Тему продолжил международный эксперт Виктор Захария, подчеркнувший, что отчет – это инструмент диалога. И мониторинговой группе важно не только написать хороший отчет с рекомендациями, но и поддерживать диалог с теми, кому адресованы эти рекомендации. Причем и в устной и письменной форме. В итоге адресаты рекомендаций для их выполнения должны разработать план действий. А в отдельных случаях может быть целесообразно рекомендовать властям немедленно положить конец определенной практике и начать уголовное расследование.
Для эффективности рекомендаций они должны соответствовать таким критериям, как:
- «конкрентность», то есть каждая рекомендация должна касаться одного вопроса;
- «измеримость» - оценка выполнении каждой рекомендации должна быть максимально простой;
- «достижимость», то есть каждая рекомендация должна быть реалистичной и выполнимой;
- «ориентированность на результаты» - предлагаемые действия должны вести к определенным результатам;
- «привязанность к срокам» - в каждой рекомендации должны быть указаны реалистичные сроки выполнения.
Также рекомендации должны:
- предлагать надежные решения;
- учитывать приоритетность, когда срочные рекомендации должны быть рассмотрены в первую очередь;
- аргументированными, то есть содержать объективные данные и анализ, ссылки на соответствующие нормы;
- быстро реагирующими на реальную причину в обязательном порядке их рассматривая;
- целевыми – то есть адресованными конкретным учреждениям, субъектам, а не в целом «официальным органам».
Резюмируя, можно сказать, что рекомендации в отчете должны быть обоснованными (содержащими, в том числе международные нормы и стандарты), с упором на превентивность, рассматривающими системные пробелы и практику, осуществимыми на практике, надлежащим образом рассмотренными, точными и несложными.
Таким образом, в ходе сессии были в деталях рассмотрены меры, которые принимаются по итогам мониторинга, включая рекомендации и публичную отчетность.
Следующая сессия «Улучшение сотрудничества» прошла под фасилитаторством депутата Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз Алии Юнусовой. Участники тренинга были поделены на тематические группы (судебные органы и органы прокуратуры, парламент, институты гражданского общества) для практической работы. Задание представил Пресс-секретарь Национального центра Республики Узбекистан по правам человека (НЦПЧ) Гулом Мирзо.
Для обсуждения в группах были вынесены следующие вопросы:
1. Какие шаги нужно предпринять для сотрудничества государственных органов, ННО и НЦПЧ в области предупреждения пыток?
2. Как осуществить данные шаги?
3. Какие меры необходимо предпринять для имплементации международных стандартов в области предупреждения пыток в национальное законодательство?
В ходе обсуждения, группами было отмечено, что в развитии НПМ в Узбекистане идет процесс становления, поэтому важно дальнейшее повышение потенциала участников групп мониторинга, в том числе через такие тренинги, широкая информация о лучшем международном опыте в сфере НПМ, изучение и анализ международных стандартов в области предупреждения пыток с целью отбора наиболее приемлемых для имплементации в национальное законодательство.
Была отмечена значимая роль институтов гражданского общества (ННО, СМИ) в реализации целей НПМ. Была предоставлена рекомендация о разработке механизма (Положения) работы со СМИ в области НПМ.
О важности постоянного сотрудничества с международными институтами в ходе становления Национального превентивного механизма в РУз, говорила в своем выступлении на тренинге специалист Регионального представительства УВКПЧ ООН в Узбекистане Гульжахон Аманова. Она отметила готовность данной структуры в содействии повышению потенциала членов групп НПМ и всех заинтересованных сторон, в том числе СМИ.
По итогам тренинга участниками были приняты следующие рекомендации:
1. Разработать стратегию совместной работы ННО и СМИ в целях мониторинга.
2. Определить место и роль ННО и СМИ в данной стратегии (в частности, ННО могут участвовать в мониторинге, а СМИ оказывать информационную поддержку) и определение конкретных участников из числа ННО и СМИ.
3. Повысить потенциал конкретных ННО и СМИ путем участия в тренингах, инициируемых НЦПЧ.
4. Разработать Положение о работе со СМИ и ННО и критерии оценки данной работы.
5. Публикация в СМИ отчеты о посещении закрытых учреждений и мест лишения свободы, проведенных в рамках мониторинга.
6. Развитие инновационных методов ведения мониторинга путем использования технических средств наблюдения, онлайн-подачи жалоб, различных технологических методов, которые помогут проводить мониторинг.
7. Привлечение к мониторингу не только врачей и психологов пенитенциарной системы, но и медспециалистов, которые не относятся к ней.
8. Включение в процессуальное законодательство норм об участии НЦПЧ и институтов гражданского общества в системе НПМ.
9. Разработать и утвердить нормы, позволяющие компенсировать моральный и физический вред жертвам пыток и жестокого обращения.
10. Разработать специальное пособие и другую литературу по проведению мониторинга мест содержания под стражей, мест лишения свободы и закрытых учреждений, с целью ознакомления сотрудников пенитенциарной учреждений и других представителей государственных органов и институтов гражданского общества с ним. В данном пособии должно быть определены конкретные предметы и объекты проверки (провести грань между открытой и закрытой информации).
11. Организовать обучение для сотрудников пенитенциарной системы на местах принципам, методам и критериям проведения мониторинга.
12. Организация НЦПЧ учебного курса «Мониторинг мест содержания по стражей, мест лишения свободы и закрытых учреждений» для представителей государственных органов и институтов гражданского общества.
13. Подготовка Положения о порядке беспрепятственного посещения сотрудниками Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, учреждений по исполнению наказания, мест содержания под стражей и специальных приемников и утверждение данного положения совместным приказом директора Национального центра Республики Узбекистан по правам человека и министра внутренних дел Республики Узбекистан.
14. Разработка и утверждение Национального плана действий («Дорожной карты») по выполнению Заключительных замечаний Комитета ООН против пыток, которые будут представлены по итогам Пятого национального доклада Узбекистана по выполнению положений Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Пресс-служба Национального центра Республики Узбекистан по правам человека
- Добавлено: 09.09.2019
- Просмотров: 6141
- Распечатать