В апреле этого года глава государства подписал Указ «О создании Общественной палаты при Президенте Республики Узбекистан». Перед новым органом стоят задачи по реализации нового принципа «Инициатор реформ - само общество», установлению тесного сотрудничества гражданских институтов и государства, в том числе в сфере достижения Целей устойчивого развития ООН (ЦУР), а также усилению общественного контроля за деятельностью госорганов.
Создание Общественной палаты рассматривается национальным и зарубежным экспертным сообществом как одна из важнейших инициатив Президента Шавката Мирзиёева в сфере строительства справедливого и активного гражданского общества и гуманного демократического правового государства, востребованных самой жизнью и динамизмом стремительных демократических преобразований. Она тесно связано, в частности, с реализацией принципа народовластия и созданием эффективной системы сдержек и противовесов. Здесь хотелось бы обратить внимание на следующие моменты.
Во-первых, Общественная палата является важнейшим институтом и значимым звеном в обеспечении конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей.
Мировой опыт гражданского развития доказывает, что достижение ЦУР и результативность демократических реформ напрямую зависят от заинтересованности и вовлеченности населения в процессы социально-экономических, общественно-политических и правовых преобразований. Участие граждан в деятельности государства также является важнейшим критерием гражданского общества. В Узбекистане реализация таких прав осуществляется, в частности, посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов. Здесь задействованы два важнейших института гражданского общества - органы самоуправления граждан и политические партии (в ходе формирования парламента и местных Кенгашей народных депутатов).
Однако в гражданские институты входят также негосударственные некоммерческие организации, профессиональные союзы, объединения предпринимателей, средства массовой информации. Поскольку в состав Общественной палаты включены представители этих структур, а также академических и образовательных учреждений, культуры и спорта, то естественно, что она будет способствовать, с одной стороны расширению участия населения в управлении обществом через гражданские институты, с другой - усилению роли самих граждан и институтов гражданского общества в процессах демократизации и модернизации страны.
Относительно опыта зарубежных стран в этой сфере отметим, что сегодня в более чем в 80 странах действуют общественные палаты и их аналоги, некоторые из которых имеют статус конституционного консультативного, совещательного органа. Например, во Франции с 1958 года действует конституционный орган - Экономический, социальный и экологический совет, состоящий из 233 человек. При этом 163 члена назначаются общественными и профессиональными организациями, 70 - правительством из числа наиболее компетентных экспертов различных сфер. Еще 72 человека, назначенных Премьер-министром, участвуют в работе секций Совета, не являясь его членами. Этот орган призван консультировать парламент и правительство по всем вопросам развития общества и государства, вовлекать общественные и профессиональные объединения к выработке и реализации государственной экономической и социальной политики, выдавать заключения по проектам законов, ордонансов или декретов, а также способствовать установлению диалога между различными социальными и профессиональными группами.
В Финляндии действует Консультативный совет по политике гражданского общества, в состав которого входят представители научно-исследовательских центров, промышленности, а также государственных органов - министерств иностранных, внутренних, социальных дел, юстиции, образования, здравоохранения, финансов, окружающей среды и Национального совета по патентам и регистрации. Он осуществляет мониторинг состояния и развития гражданского общества, призван поддерживать и выдвигать инициативы, предложения и мнения граждан, некоммерческих организаций, а также инициировать исследования в сфере развития гражданского общества.
Таким образом мы видим, что в зарубежных странах общественные палаты формируются из числа представителей институтов гражданского общества и государственных органов на основе принципов их социального партнерства, обеспечения их тесного сотрудничества и взаимодействия в выявлении, согласовании и защите интересов государства и общества в целом. Многие общественные палаты, советы и другие общественно-политические организации зарубежных стран объединены в Международную ассоциацию экономических и социальных советов и схожих институтов со штаб-квартирой в Брюсселе (Бельгия).
Согласно вышеназванному Указу, в Узбекистане Общественная палата уполномочена вносить предложения Президенту, палатам парламента и правительству о разработке нормативно-правовых актов, в ее ведение также передается веб-портал «Mening fikrim». Если учесть, что по действующему законодательству нашей страны инициативы граждан, собравшие не менее десяти тысяч голосов, подлежат обязательному рассмотрению в парламенте, то Общественная палата будет играть важную роль в реализации «народной законодательной инициативы» (форма общественного контроля и атрибут демократии). Следовательно, работа Общественной палаты будет способствовать улучшению качества нормотворческой деятельности посредством проведения общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов по наиболее актуальным вопросам социально-экономической жизни страны и вызывающим особый интерес для общественности. Аналогичные институты уже действуют во многих странах (США, ФРГ, Франция, Финляндия, Россия, Южная Корея, Япония).
Общественная палата призвана налаживать современные формы системного и эффективного диалога между органами государственной власти и управления, гражданами и гражданскими институтами, направленного на дальнейшее ускоренное и всестороннее развитие страны, согласование их социальных интересов. В этих целях она взаимодействует с Народными приемными Президента, будет организовывать работу по системному изучению мнения населения, обсуждению актуальных вопросов на местах и в отраслях, волнующих население, институты гражданского общества и широкую общественность. При этом важно, что результаты регулярно рассматриваются в палатах Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан и Кенгашах народных депутатов на местах.
Во-вторых, создание Общественной палаты нацелено на дальнейшее развитие и укрепление системы сдержек и противовесов.
Демократия может быть устойчивой только в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, а также создания определенных правил общественного и политического равновесия между ними, наличия эффективно действующего института общественного контроля. Государство устойчиво функционирует только при условии равномерной опоры на все три ветви власти и гражданские институты, каждая из которых строго выполняет законодательно предписанные функции и не доминирует над остальными.
Общественный контроль, являющийся неотъемлемым и важнейшим атрибутом сильного и активного гражданского общества, - не самоцель, а способ достижения целей по консолидации общества, обеспечению верховенства Конституции, прав, свобод и законных интересов человека, эффективности деятельности государственных структур и общественных институтов, повышению качества жизни и благополучия людей. Он служит эффективному функционированию государства, повышает ответственность представителей власти, обеспечивает работу законов, уважение прав и свобод человека.
В Указе намечены меры по дальнейшему развитию системы общественного контроля, внедрению на практике таких действенных форм современного контроля, как «общественное слушание», «общественная экспертиза», «общественный мониторинг». Эта деятельность предполагает широкое вовлечение самих граждан, представителей ННО и средств массовой информации, журналистов и блогеров, экспертов и специалистов различных сфер. Предусмотрено совершенствование общественного мониторинга за реализацией реформ и государственных программ на местах и в отраслях. Запланировано регулярное внесение Президенту, в парламент и правительство информации о достигнутых показателях, положительных изменениях, имеющихся проблемах в сфере. При этом одним из главных критериев эффективности деятельности Общественной палаты - выдвижение конструктивных практических предложений и мер по решению актуальных и волнующих население, институты гражданского общества и общественность проблем.
Отдельные зарубежные эксперты утверждают, что одним из условий усиления роли гражданского общества служит уменьшение влияния институтов государственной власти. Сторонники такой концепции исходят из непримиримых (конфронтационных) взаимоотношений государства и гражданского общества, когда сила и успех одного возможны лишь при слабости и поражении другого. Однако, как показывает практика, в рамках демократической системы отношения этих институтов должны строиться на иных принципах. Государство и гражданское общество в рамках демократического устройства заинтересованы в поддержке друг друга, повышении эффективности своей деятельности.
Поэтому современные западные исследователи Дж. Экиерт и О. Энкарнасьон считают, что сила государства и гражданского общества в условиях демократии должна возрастать одновременно. Гражданское общество не должно основываться на узкоэгоистических требованиях. Оно должно быть озабочено сохранением баланса между интересами общества в целом и интересами отдельных институтов и секторов гражданского общества, в частности.
В развитых демократических странах особое внимание обращают на то, чтобы общественные палаты не превратились в институт, предвзято противостоящий власти и лоббирующий интересы только гражданских институтов в ущерб интересам государства и общества. Они призваны способствовать обеспечению принципа торжества справедливости в социуме. Реальная политическая жизнь подтверждает данный тезис: никакие перспективные цели и программы неосуществимы вне справедливых, демократичных приемов и средств.
В-третьих, Общественной палате придается особый статус института при Президенте Республики Узбекистан.
Согласно Конституции нашей страны, Президент: во-первых, выступает гарантом соблюдения прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики Узбекистан; во-вторых, является главой государства и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в-третьих, обеспечивает взаимодействие высших органов власти и управления республики. Следовательно, данный статус Общественной палаты будет способствовать успешному и эффективному выполнению задач, поставленных перед ней. Круг задач, которыми будет заниматься этот орган, выходит за рамки полномочий отдельно взятых исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Он практически охватывает все стороны жизни общества и государства, вопросы устойчивого развития, обеспечения принципа верховенства Конституции и законов.
Общественная палата будет заниматься вопросами усиления деятельности, оказания методической и другой практической помощи общественным советам при каждом государственном органе, в том числе Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента, а также дальнейшего совершенствования института социального партнерства. При этом устанавливается порядок, согласно которому Общественная палата и ее региональные подразделения участвуют в формировании состава общественных советов, а органы государственной власти осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с ними с обязательным соблюдением принципов независимости ННО и невмешательства в их работу.
Если «республиканская» Общественная палата создается при Президенте, то на местах общественные палаты будут являться самостоятельными от региональных властей структурами. То есть, формированием Общественной палаты при Президенте создается некая цельная вертикальная и горизонтальная система «общественного управления» и социального партнерства, что является важнейшим элементом формируемого справедливого гражданского общества.
Таким образом Общественная палата призвана стать новым демократическим институтом, занимающим достойное место в реализации принципа народовластия, положений Конституции страны о том, что «народ является единственным источником государственной власти», которая осуществляется от имени, в интересах и во благо народа.
Марифджон Усманов.
Доктор философских наук.
- Добавлено: 15.07.2020
- Просмотров: 4062
- Распечатать