Противодействие расовой дискриминации в современном мире

Основу современной концепции международной защиты прав человека составляют положения о признании индивида субъектом международного права. Только признавая граждан и лиц без гражданства субъектами права, международное право может наделить их правами, ущемление которых будет признаваться неравенством, дискриминацией, в определенных случаях – преследованием.

Дискриминация противоречит базовому принципу прав человека, присутствующему в каждом ключевом документе о правах человека, а именно, что все люди равны в своем достоинстве и имеют право на одни и те же основные права.

Ежедневно происходят случаи расовой дискриминации, препятствующие нормальному развитию миллионов людей по всему миру.

Она разрушает жизни людей и сообществ, лишая отдельных лиц права на основополагающие принципы равенства и недискриминации и способствуя разжиганию этнической ненависти, поэтому борьба с расизмом является приоритетом для международного сообщества.

Ярким примером проявления расовой дискриминации в современном обществе можно рассматривать ситуацию в США. Все слои американского общества охватила волна протестов, осуждающая дискриминацию афроамериканцев и политику двойных стандартов администрации США, а также другие негативные явления в стране.

Как показывает практика во времена экономического кризиса неравенство усугубляется, и представители разных расовых групп сталкиваются с еще большими опасностями, изоляцией и преградами на пути пользования своими правами.

COVID-19, вызвавший мировой кризис, оказал непропорциональное воздействие в частности на отдельные маргинализированные расовые группы населения. Во многих регионах мира обострился расизм и расовая дискриминация, поскольку пандемия вновь показала то укоренившееся структурное неравенство и фундаментальные проблемы в разных областях социальной, экономической, гражданской и политической жизни.

Помимо отрицательного влияния COVID-19 на здоровье людей африканского происхождения и некоторых других национальных и этнических меньшинств, во взаимосвязи с текущим кризисом значительно увеличился рост, когда, в частности, люди азиатского происхождения подвергаются словесным нападкам, преследованиям и насилию в общественных местах на почве расизма.

Искоренение всех форм дискриминации является одной из основных целей Организации Объединенных Наций на протяжении всей ее деятельности. Вопрос борьбы с ущемлением прав человека является главным назначением создания и функционирования трех договорных органов. Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД), Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ) и Комитет по правам инвалидов (КПИ) ежедневно проводит работу над тем, чтобы нормы, закреплённые в Конвенциях, соблюдались, путем установления обязанности государств систематически предоставлять Комитетам доклады о реализации соответствующих прав, а также, рассмотрением межгосударственных и индивидуальных жалоб.

Благодаря усилиям всех упомянутых органов, стало возможным осознать реальную картину распространенности нарушений на почве дискриминации, а также существенно снизить и уменьшить последствия от нарушений касательно дискриминации по причине расы, цвета кожи, национальности, этнического и социального происхождения, языка, пола, религии, политических и иных убеждений, места рождения, касты, возраста, родового происхождения, инвалидности, состояния здоровья, миграционного статуса, сексуальной ориентации.

Принцип равного уважения в отношении всех людей и запрет дискриминации лежит в основе международных норм правозащитного характера. Центральным принципом международного права в области защиты прав человека является равенство перед законом.

Нормы, закреплённые в Уставе ООН, являются главными юридически обязательными международными положениями по предотвращению и искоренению ущемления прав человека в целом, а не только в области дискриминации и других форм нетерпимости.

Все эти положения четко предусматривают признание достоинства и ценности человеческой личности, равноправие мужчин и женщин, необходимость поощрять и развивать уважение к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. В преамбуле всех договоров по правам человека делается ссылка на Устав ООН в отношении равенства и достоинства, в качестве элементов личности присущих всем людям без различия любого рода.

После Устава ООН, Всеобщая декларация прав человека кристаллизует эти права в рамках международного права, признав, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах», и что каждый имеет права, изложенные во Всеобщей декларации прав без каких-либо различий.

В частности, Всеобщая декларация прав человека предусматривает защиту этих принципов, также утверждая, что все люди равны перед законом, имеют право на равную защиту законом без всякой дискриминации и равную защиту от какой-либо дискриминации или подстрекательства к дискриминации в нарушение прав, санкционированных в рамках Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ).

Данное определение является общим и универсальным и в нем выделяются следующие признаки запрещенного международным правом обращения в отношении индивида. В первую очередь, это запрещение ущемления прав в виде различия, а во-вторых, основания возможного ущемления прав. В качестве оснований Всеобщая декларация указывает на мотивы расы, пола, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения, статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, как недопустимые признаки, по которым осуществляются различия.

Далее признание и защита права на равенство и свободу от дискриминации гарантируется МПГПП в отношении гражданских и политических прав без какого бы то ни было различия. Однако именно в статье 26 право на равенство и свободу от дискриминации находит самую сильную поддержку и защиту в рамках Международного права. Эта статья обязывает государства запретить любую дискриминацию в любой сфере жизни и гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по любому признаку.

Наряду с МПГПП, МПЭСКП требует, чтобы государства гарантировали осуществление всех прав, закрепленных в Пакте, без всякой дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного положения или иного обстоятельства.

В развитие норм Всеобщей декларации прав человека и Декларации ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации Генеральной Ассамблеей ООН была принята 21 декабря 1965 года Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Конвенция дает определение расовой дискриминации, а именно: любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, построенное на указание расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, устремленное на уничтожение, принижение признания, реализации прав и свобод человека в равных условиях в различных сферах жизни.

Государства, подписавшие Конвенцию, берут на себя обязательство осуждать расовую дискриминацию, незамедлительно предпринимать меры по ее ликвидации, оказывая поддержку мирному сотрудничеству представителей различных рас. Государства обязуются обеспечить запрет дискриминации по данному признаку, а также содействовать созданию системы, при которой люди будут равны перед судом и законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения. Благодаря взятым на себя обязательствам государства-участники обеспечивают равноправие людей в своем государстве.

В 2001 году на Всемирной конференции ООН по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости были созданы Дурбанская декларация и Программа действий. Приведенные документы являются первостепенными при борьбе с рассматриваемой проблемой.

В них содержатся нормы, которые имеют практический характер, они ориентированы на конкретные меры по искоренению дискриминации. Документы рассматривают широкий круг вопросов, содержат многочисленные рекомендации и практические меры.

Все перечисленные выше документы показывают насколько важен вопрос защиты прав различных групп, в том числе прав на свободное и равноправное участие в политической, социально-экономической и культурной сферах.

Упомянутые международные документы имплементированы в национальном законодательстве Республики Узбекистан. В Конституции содержится ряд положений, направленных на защиту и обеспечение соблюдения права на равенство и свободу от дискриминации в соответствии с международными обязательствами в области прав человека. В частности, ст.18 Конституции, гласит: все граждане Республики Узбекистан имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии.

Национальное законодательство Республики Узбекистан признает, защищает и поощряет права человека как фундаментальные принципы необходимые для построения свободного демократического общества.

В целях создания необходимых условий для реализации прав человека всеми народами и нациями, проживающими в стране, Узбекистан в 1995 г. ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, а также полностью поддерживает Дурбанскую декларацию, Программу действий и Итоговый документ Дурбанской обзорной конференции. В 1997 г. Узбекистан присоединился к Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений.

Выполнение Конвенции в Узбекистане осуществляется на основе проведения нового курса кардинальных демократических реформ во всех без исключения сферах общественно-политической, социально-экономической и духовно-нравственной областях жизни общества, определяемого Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, направленной на: совершенствование государственного и общественного строительства; обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы; дальнейшее развитие экономики; совершенствование социальной сферы; обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Ратификация большинства существующих договоров по правам человека и обеспечение их непосредственного применения в рамках национального законодательства являются обязанностью государства, а также необходимой мерой по соблюдению и выполнению им своих обязательств. Конституция, и ряд законов Республики Узбекистан, полностью соответствуют международным стандартам в области защиты прав человека, а также подтверждают решимость законодательной власти поддерживать демократическое развитие страны, основанное на соблюдении прав человека.

Тем не менее расовая дискриминация продолжает оставаться одной из серьезных проблем во всем мире. Достигнутые усилия в данной области, пока что, не возымели должного эффекта

Пока все страны мира продолжают вести борьбу с нетерпимостью и предрассудками, кризис, вызванный COVID-19 показал, что ситуация может обостриться в любой момент.

Однако, государствам всего мира следует продолжать бороться за искоренение расовой дискриминации и в первую очередь необходимо реализовать положения Дурбанской декларации и Программы действий.

 

Асия Джасимова,
Ведущий специалист
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech