«Предоставление женщинам абсолютно равных с мужчинами прав могло бы стать самым верным признаком цивилизованного мира и удвоить интеллектуальную мощь человеческого рода».
Послание Генерального директора ЮНЕСКО г-жи Одрэ Азулепо случаю Международного дня женщин и девочек в науке
Согласно Резолюции 70/212 A/RES/70/212 от 22 декабря 2015 года, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, 11 февраля ежегодно отмечается как Международный день женщин и девочек в науке.
Данная Резолюция ООН призывает все страны мира обратить внимание на существующую проблему, постараться определить причины гендерного дисбаланса в области науки, техники и инноваций, а также организовать программы мероприятий по вовлечению женщин и девочек в научную среду.
Целью принятия данной Резолюции является достижение полного и равного доступа к науке для женщин и девочек и их участия в ней, а также обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин и девушек. Кроме того, празднование этого дня является напоминанием о том, что женщины и девочки играют важную роль в научном и технологическом сообществе, и что их участие должно быть расширено.
Ведь, уже два века назад Анри Бейль, известный под псевдонимом Стендаль, предчувствовал, насколько необходимо гендерное равенство не только для утверждения справедливости и уважения достоинства, но и для развития науки и человеческих знаний.
Несомненно, после XIX века был достигнут значительный прогресс. Но нужно признать, что различные проявления гендерного неравенства еще весьма заметны и в мире в целом, и в научной среде в частности.
Наука и гендерное равенство являются неотъемлемыми элементами процесса достижения целей развития, включая те, которые изложены в Повестке дня устойчивого развития до 2030 года. За последние 15 лет мировое сообщество достигло значительных успехов в деле вовлечения женщин и девочек в науку. Несмотря на это, женщины и девочки до сих пор сталкиваются с ограничениями в этой сфере.
Несмотря на то что, наука и гендерное равенство имеют жизненно важное значение в обеспечении устойчивого развития, согласно исследованиям Статистического института ЮНЕСКО, хотя девочки так же хорошо успевают по математике, как и мальчики, женщины составляют лишь 30% ученых-исследователей.
После рождения ребенка женщины в науке чаще сталкиваются с дискриминацией. За долгие промежутки отсутствии активной деятельности некоторые учреждения штрафуют своих сотрудников, снижая их рейтинг. В одном британском университете исследовали этот вопрос и оказалось, что 100% оштрафованных ученых является именно мамы с маленькими детьми.
Нужно отметить, что женщины, имеющие интеллектуальный и творческий потенциал, всё ещё являются жертвами сохраняющегося неравенства или предрассудков. Как отмечает Генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле: «На протяжении всей истории и по сей день наука является одной из многих областей, где женщины в значительной степени забыты. Данная ситуация приводит к сохранению неравенства между женщинами и мужчинами. ЮНЕСКО в полной мере привержена решению этой важной проблемы, работая по всей цепочке - от образования до коллективной представленности женщин в науке. В первую очередь – образование, как основа всех возможностей, с акцентом на девочках и женщинах, и скорейшая борьба с неравенством в наших системах образования».
Поэтому ЮНЕСКО оказывает активное содействие развитию карьеры женщин-ученых и исследователей, например, посредством присуждения премии Л'Ореаль-ЮНЕСКО «Женщины в науке», которая вручается выдающимся женщинам-ученым.
В марте 2019 года была вручена Премия Л'Ореаль-ЮНЕСКО «Для женщин в науке» пяти женщинам-ученым. Пятнадцать перспективных молодых женщин-исследователей, представляющих будущее науки, также были удостоены звания «Восходящие таланты».
Согласно статистики ЮНЕСКО особенно мало женщин работают в информационно-телекоммуникационных сфере: они составляют лишь 3 процента среди специалистов ИКТ и пять процентов - в естественных науках и математике. «Чтобы справиться с масштабными вызовами XXI века – от изменения климата до развития технологий, мы должны опираться на научные данные и задействовать все имеющиеся ресурсы, - считает глава ЮНЕСКО Одри Азуле. – Поэтому мир не должен пренебрегать интеллектуальным потенциалом и творческими способностями тысяч женщин, которые становятся жертвами глубоко укоренившихся предубеждений и неравенства».
За последние годы в Узбекистане были созданы условия для широкого участия женщин в государственных структурах и общественных делах на уровне решения вопроса. Они все чаще занимают лидирующие позиции во всех сферах деятельности и вносят весомый вклад в развитие образования, культуры и науки.
Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах и Цели устойчивого развития представляют собой важную основу для обеспечения развития страны, одной из целей в области устойчивого развития – обеспечение гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, а именно обеспечить равную сопричастность женщин в системе государственного управления.
Неслучайно в своем послании к Олий Мажлису Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев отметил, что в целях последовательного продолжения и выведения на новый, современный уровень начатой нами работы по развитию сферы науки и просвещения, воспитания нашей молодежи личностями, обладающими глубокими знаниями, высокой культурой и духовностью, формирования конкурентоспособной экономики.
Развитие системы подготовки научных кадров стало важным фактором поступательного развития нашей страны.
Созданы Министерство инновационного развития и Фонд поддержки инновационного развития и инновационных идей, принят Закон «О науке и научной деятельности», в котором одним из основных принципов сферы науки и научной деятельности обозначены свобода научного творчества и информации, эффективность и творческая конкуренция.
В научно-образовательных учреждениях республики трудятся более 700 женщин докторов наук, шесть академиков. В научных институтах при Академии наук Узбекистана около трех тысяч представительниц прекрасного пола плодотворно ведут исследовательскую деятельность. Узбекские женщины-ученые проявили себя в области химии, биотехнологий, сельского хозяйства и многих других сферах. Их интеллектуальный труд высоко оценивается зарубежными научными центрами.
Из 240 девушек, удостоенных Государственной премии имени Зульфии, 42 отличились в сфере образования, 24 — в области науки.
Кроме того, Указом Президента от 29 октября 2020 года утверждена Концепция развития науки до 2030 года. Она предусматривает нововведения и целевые показатели в области финансирования науки, управления сферой и подготовкой кадров и развития инфраструктуры.
Следует отметить, что данный указ имеет важное значение для ускоренного развития отраслей экономики и социальной сферы, широкого использования научно-инновационного потенциала с полной мобилизацией научно-интеллектуальных и финансовых ресурсов, определения приоритетных направлений непрерывного реформирования науки на перспективу, подготовки самостоятельно мыслящих высококвалифицированных кадров.
В заключении хотелось бы отметить слова, Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриш о том, что решение некоторых из главных задач Повестки дня в области устойчивого развития - от улучшения здравоохранения до борьбы с изменением климата - опирается на использование талантов каждого. Это означает вовлечение все большего числа женщин в деятельность в этих областях. Разнообразие в исследовательской деятельности расширяет круг талантливых исследователей, внося новые перспективы, таланты и креативность.
К.Олимова
Главный специалист
Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека
фото взято из интернета
- Добавлено: 11.02.2021
- Просмотров: 3536
- Распечатать