Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на 46-й сессии Совета по правам человека Организации Объединенных Наций, в качестве члена Совета по правам человека можно назвать историческим событием.
На данном заседании участвовали Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриша, Верховный комиссар по правам человека Мишель Бачелет, главы государств правительств, министры иностранных дел и высокие представители из порядка 150 стран мира.
В своем выступлении глава нашего государства подробно остановился на приоритетах углубления демократических преобразований в стране и основных направлениях работы в рамках Совета по правам человека. В частности, он особо выделил следующие направления:
Во-первых, центральное место в реформировании Узбекистана будет занимать обеспечение основных прав и свобод человека;
во-вторых, кардинальное повышение роли женщин в общественной, политической и деловой жизни страны в вопросах гендерной политики;
в-третьих, особое внимание будет уделено обеспечению прав лиц с особыми потребностями;
в-четвёртых, защита прав молодёжи, составляющей более половины населения Узбекистана;
в-пятых, искоренение принудительного и детского труда, одно из главных достижений реформ;
в-шестых, проведение Глобального форума совместно с Управлением Верховного комиссара, посвящённого 10-летию Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека;
в-седьмых, поддержание предложения Генерального секретаря ООН господина Антониу Гутерриша о принятии решительных мер по сокращению числа лиц без гражданства.
Вместе с тем, Президент Ш.Мирзиёев особо подчеркнул, что Республика Узбекистан принимает во внимание, рекомендации Специальных докладчиков ООН по вопросам о свободе религий или убеждений, а также о независимости судей и адвокатов.
Нужно отметить, что в целях формирования подлинно независимой судебной власти, призванную обеспечить надежную защиту прав и свобод человека, за последние 4 года в Узбекистане проведена значительная работа, направленная на реформирование и демократизацию судебно-правовой системы, либерализацию уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства.
В своём Послании Олий Мажлису Президент Узбекистана Шавкат Мирзиееёв отметил, что одной из важнейших задач является полное обеспечение независимости суда.
Обеспечение верховенства закона и дальнейшего реформирования судебно-правовой системы, является вторым приоритетным направлением Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, которая предусматривает независимость судебной власти, гарантию надежной защиты прав и свобод граждан, совершенствование законодательства, укрепление законности в судебно-правовой системе.
Кроме того, новой вехой в развитии и дальнейшем становлении независимой и эффективной судебной системы стало издание Указа Президента Республики от 21февраля 2017 года УП-4966 «О мерах по коренному совершенствованию структуры и повышению эффективности деятельности судебной системы Республики Узбекистан».
Так, реализованы широкомасштабные меры по обеспечению подлинной независимости судебной власти, повышение авторитета суда, демократизация и совершенствование судебной системы.
Важнейшим значимым нововведением в судебной системе нашей страны стало введение нового института – Высшего судейского совета, являющегося органом судейского сообщества, ответственного за формирование судейского корпуса и организацию профессиональной подготовки, повышения квалификации судей, а также оказывающего содействие в обеспечении соблюдения конституционного принципа независимости судебной власти. С введением данного института усовершенствована система отбора кандидатов и назначения на должность судей.
Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2018 года реализованы комплексные меры по повышению открытости и прозрачности деятельности судебных органов, налаживанию открытого диалога с населением и усилению роли общественности в отправлении правосудия. В частности, поэтапно внедряется порядок систематического опубликования на веб-сайте Верховного суда судебных решений. В практику судов впервые внедряется порядок предоставления участникам судебного процесса разъяснений сути принятого судебного акта после его оглашения.
Значимым шагом в деле обеспечения независимости судебных органов стало образование Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде, на которого возложены задачи материально-технического и социального обеспечения судов, судей и судебных работников, а также улучшение условий их труда и материального стимулирования, которые ранее выполнялось органами юстиции.
Принятые в этой сфере законодательные меры уже дают конкретные результаты. Позитивные изменения в этой сфере признал и Специальный докладчик ООН по вопросам о независимости судей господин Диего Гарсия-Саян, посетивший Узбекистан с официальным визитом в сентября 2019 года с целью оценки нынешней реформы системы правосудия.
Спецдокладчик ООН отметил, что создание Высшего судейского совета, реорганизация судебной системы, новые процедуры отбора и назначения кандидатов на судейские должности, а также принятие ряда мер по улучшению подготовки и обеспечению гарантий несменяемости судей можно рассматривать в качестве позитивных шагов на пути к созданию подлинно независимой и беспристрастной системы правосудия.
Независимость судебной власти является важной составляющей права на справедливое судебное разбирательство и принципа верховенства права. Для обеспечения независимости судебной власти в некоторых странах были созданы самостоятельные судебные органы, такие как судебные советы, призванные защищать и поощрять независимость и самостоятельность судебных органов.
Cегодня в мире в более чем в 70 странах мира имеются судебные советы, которые занимаются вопроса отбора и назначения судейских кадров. Вместе с тем, несмотря на рост числа советов судей во всех регионах мира, на международном уровне отсутствуют международно-правовые нормы, касающиеся конкретно роли, состава и функций советов судей.
Общие функции, состав и основные компетенции советов судей рассматриваются в ряде принципов, руководящих указаний и рекомендаций, принятых ассоциациями судей или совещаниями представителей высших судебных органов на региональном уровне в Азии, Европе.
Именно поэтому предложение главы Узбекистана о разработке универсальных принципов деятельности судейских советов является актуальным и своевременным. Реализация данной инициативы послужит разработке общих международно-правовых принципов, касающиеся учреждения, членского состава и функций судейских советов, с тем чтобы гарантировать независимость судебной системы. Данные принципы могут послужить полезным инструментом для всех государств-членов ООН, особенно для тех из них, где еще не созданы советы судей.
Камила Олимова,
главный специалист
Отдела по работе с обращениями
физических и юридических лиц,
кандидат юридических наук
- Добавлено: 26.02.2021
- Просмотров: 3911
- Распечатать