Третий Ренессанс и Духовное возрождение

«Если экономика – организм, обеспечивающий жизнедеятельность общества, то духовность – его сердце и душа. Раз мы решили построить новый Узбекистан, мы опираемся на прочные столпы. Первый – это сильная экономика, основанная на рыночных принципах. Второй – сильная духовность, основанная на богатом духовном наследии наших предков и национальных ценностях».

В эти дни общественностью, в экспертно-аналитических кругах широко обсуждаются суть и значение актуальных задач, обозначенных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на состоявшемся 19 января текущего года видеоселекторном совещании по вопросам коренного совершенствования системы духовно-просветительской деятельности, взаимодействия государственных и общественных организаций в этой сфере.

 

Ренессанс и Духовность: историческая взаимосвязь

Мы, потомки народа, создавшего великую историю, великое государство, великую культуру, внесшего огромный вклад в развитие мировой цивилизации, идей справедливости, гуманности и человеколюбия. История свидетельствует: крепкая вера, сила духа и высокая духовность народа, придание приоритетного значения идеям Духовности и Просвещения в государственной системе стали основой Первого Восточного Возрождения в IX-XII веках, известного как «Мусульманский Ренессанс», и Второго Восточного Возрождения в XIV-XVI веках, признанного во всем мире как «Темуридский Ренессанс».

Возрождение Востока – уникальное всемирное явление в истории всего человечества, пронизанное благими идеями наших великих предков о Просвещении и непоколебимой вере, религиозной толерантности и человечности. Эти идеи все больше приобретают особый, глубокий смысл и значение для современного Нового Узбекистана.

Наши великие предки и ученые энциклопедисты, жившие в периоды Восточного Возрождения, отличались высокой духовностью, непоколебимой верой, завидным чувством национальной гордости и чести, прекрасными и уникальными человеческими качествами, пронизанными национальными и общечеловеческими ценностями.

В своей знаменитой оде «Узбекистон» поэт Абдулла Орипов подчеркивал, что:

Места, куда не доходил меч Темура,

Покорены пером Алишера.

Яркий представитель эпохи Темуридского Ренессанса, великий государственный деятель, ученый, поэт и мыслитель Алишер Навои, чье творчество пронизано высочайшей духовностью и любовью к Родине, на протяжении веков вносит огромный вклад в прославление на весь мир достоинств нашего народа, сопоставимый вкладу Сахибкирана Амира Темура, олицетворяющего символ мужества, отваги, мудрости и справедливости.

Глава государства подчеркнул необходимость воспитания молодежи в духе патриотизма, национальной гордости, а также важность глубокого изучения истории родной страны, расширения исследований в данной области. Обозначил ряд приоритетов в этой сфере:

во-первых, преобразование Мемориального комплекса «Парк победы» в Ташкенте в научный центр по изучению населением, особенно молодежью военной истории и героизма нашего народа;

во-вторых, разработка Концепции развития исторической науки Узбекистана до 2030 года;

в-третьих, укрепление статуса узбекского языка в качестве государственного, внедрение современных технологий для его изучения в стране и за рубежом.

Президент подчеркнул: «Необходимо преподавать национальную историю в национальном духе. Иначе не будет воспитательного эффекта. Мы должны научить нашу молодежь извлекать уроки из истории, делать выводы, вооружить ее исторической наукой, историческим мышлением».

Следовательно, возрождение духовно-нравственных ценностей и национальных традиций, возникающее в результате этих усилий, послужит прочным фундаментом для Третьего Ренессанса. Ведь Духовно-нравственное Возрождение составляет необходимую основу любого Ренессанса.

Следует особо отметить, что в Послании Олий Мажлису, праздничном поздравлении учителям и наставникам Узбекистана, а также в выступлениях на I молодежном форуме Узбекистана и расширенном заседании Совета безопасности глава государства практически создал научно-теоретическую и методологическую основу, а также обозначил приоритетные задачи в области Духовно-нравственного Возрождения Нового Узбекистана.

 

Гуманистическая идеология Нового Узбекистана

Идеология – это прежде всего воспитание разума, воспитание национальных и общечеловеческих ценностей. Президент отметил: «Идеологией создаваемого нами Нового Узбекистана будут доброта, человечность и гуманизм». Она опирается на тысячелетние жизненные представления и ценности нашего народа.

Сегодня мир характеризуется усилением острой борьбы и конкуренции, столкновением интересов. Процессы глобализации несут для человечества как беспрецедентно новые возможности, так и непредвиденные проблемы, поскольку сопровождаются новыми вызовами и угрозами национальной идентичности и духовным ценностям народа. Не секрет, что активизируются попытки внедрения в сознание людей, особенно молодежи потребительских настроений, формирования в обществе культуры эгоцентризма, равнодушия и безразличия, отрицания ценности семьи и труда.

Сегодняшних детей «воспитывают» не родители, детские сады, школы или институты, а в большинстве случаев сотовые телефоны. «В наши дома, общество и самое опасное – в чистые сердца наших малышей незаметно, «незваным гостем», не нарушая «классических границ», проникают вредные идеи, понятия и взгляды, совершенно чуждые нашим национальным ценностям и духовности», с сожалением отметил глава государства.

Президент, разъясняя, что в такой опасной ситуации равнодушие и безразличие – это весьма большая недопустимая угроза, обратил внимание на некоторые недостатки в данной сфере. Прежде всего не отмечается действенное участие старейшин, общественного контроля в решении социальных проблем, в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, само время требует научного анализа тенденций в социально-духовной среде.

Духовно-просветительская работа в нашем обществе не дает ожидаемых результатов, потому что недостаточно системно организована. Например, как сообщает Управление по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного суда Республики Узбекистан, в 2020-м свыше 10 тысяч осужденных составляла молодежь. Если иметь в виду, что в прошлом году судами по уголовным делам в нашей стране рассмотрено 30 284 дела в отношении 38 149 лиц, нетрудно понять, что почти треть осужденных – юноши и девушки.

В связи с этим глава государства выдвинул практические предложения:

во-первых, необходимо критически изучить работу Республиканского центра духовности и просветительства (РЦДП) с целью кардинального улучшения его деятельности;

во-вторых, создать Институт социально-духовных исследований на базе учебного заведения «Пропагандист духовности»;

в-третьих, РЦДП должен координировать работу всех областных Кенгашей, министерств, ведомств и организаций в области духовно-просветительской деятельности. Сегодня пропагандой духовности занимаются десятки организаций. Из-за отсутствия системной координации их деятельности в этой системе наблюдаются случаи дублирования работы.

Все предложенные меры направлены на то, чтобы поднять на качественно новый уровень всю духовно-просветительскую работу. Ведь это – требование стремительных демократических перемен в Новом Узбекистане.

 

Каковы индикаторы Духовности?

Проводится большая работа по сокращению «экономической бедности». Но возникает вопрос: что делать с «духовной бедностью»? Как избавиться от зависимости чужого мнения? Изыскивая средства и инвестиции, необходимые для претворения в жизнь важных реформ, мы оказались на распутье в поиске духовных ресурсов с целью укрепления морально-нравственного иммунитета.

Важно то, что Президент поднимает эти вопросы. Не менее важно и то, что в выступлениях главы государства содержатся мнения, рассуждения об индикаторах, критериях, своего рода «показателях духовности» общества.

Существуют ли критерии, определяющие уровень Духовности?

Первый критерий: духовность и право, законы. Все усилия в области повышения духовности должны быть осуществлены в правовом поле. В частности, мы должны работать по совершенствованию законодательства и правоприменения в сфере защиты сознания формирующейся личности.

Напомним знаменитый хадис «Приобретайте знания от колыбели до могилы», которым руководствовались наши великие предки и улемы эпохи Возрождения. Это свидетельствует о необходимости создания целостной непрерывной системы духовного образования и воспитания, обеспечения тесной взаимосвязи и взаимообусловленности духовного и духовно-правового воспитания.

В данном контексте следует отметить, что за последние четыре года принят ряд законов и актов Президента, направленных на модернизацию данной сферы. В частности, закреплено, что Президент возглавляет Республиканский совет по духовности и просветительства. Территориальные подразделения на местах – хокимы соответственно. Это способствовало реализации государственной политики в духовно-просветительской сфере на государственном уровне.

Вместе с тем само время требует дальнейшего развития законодательства в данной области. Как отметил глава государства, необходимо реализовать принцип «Просветительство против невежества». Но когда на кону судьба Родины и народа, закон тоже должен проявить свою силу.

Второй критерий: развитие всей системы институтов Духовности. Намечены меры по коренному совершенствованию деятельности Республиканского центра духовности и просветительства, укреплению материально-технической базы РЦДП и его подразделений. В корне будет реорганизована деятельность в сфере научных исследований, пропаганды и агитации, в том числе развития национального человеческого капитала на основе идеи «Новый Узбекистан – на пути к Третьему Ренессансу».

Третий критерий: формирование системы духовного воспитания, подготовка работников в сфере Духовности. Главная задача - добиться, чтобы каждый гражданин страны, работающий в любой сфере, был личностью с высокой духовностью, проще говоря, человеком слова и дела.

В связи с этим теперь:

  • в классификатор дисциплин будут включены специальности в области духовности и просветительства, начнется подготовка квалифицированных кадров в данном направлении;
  • постоянно будет оказываться методическая помощь дошкольным образовательным учреждениям по воспитанию детей с раннего возраста образованными и грамотными;
  • в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях вводится должность проректора по делам молодежи и духовно-просветительской работе;
  • на основе принципа «Представитель интеллигенции – духовный покровитель махалли» за каждой махаллей закрепляются профессора и преподаватели, именитые наставники;
  • будет широко внедрена инициатива старейшин Ташкента по оказанию помощи безработной и трудно поддающейся воспитанию молодежи;
  • в регионах на основе типового проекта будут построены центры по духовно-просветительской работе. На эти цели выделяется дополнительный штат за счет местных бюджетов.

Четвёртый критерий: мониторинг работы по пропаганде духовности. Как отметил глава государства, само время требует перевода на научную основу изучения и анализа социально-духовной среды.

Сегодня как никогда требуется новое мышление и соответствующий подход к работе, а также формирование национальных «мозговых центров». У нас недостаточно влиятельных аналитиков и экспертов, которые глубоко понимают, вникают в суть происходящих вокруг нас политических и социальных процессов и доступным языком доносят свои мысли до аудитории.

Необходимо кардинально пересмотреть научные и практические исследования по защите общества от угроз и вызовов в духовной сфере. Потому что, как постоянно отмечает глава государства, если в какой-либо отрасли не налажена научная организация труда, то у этой отрасли нет будущего.

В этом смысле подчеркивалось, что РЦДП, центры «Стратегия развития» и исламской цивилизации, исследовательские институты социально-гуманитарного направления должны стать настоящими «мозговыми центрами».

Пятый критерий: духовность и мировое сообщество. В глобализованном мире растут такие угрозы, как терроризм, экстремизм, транснациональная и киберпреступность, торговля людьми и наркотрафик. И в некоторых регионах наблюдаются попытки преднамеренно усилить нестабильность и вызвать недовольство людей. В такой опасной и сложной обстановке каждый из нас должен проявлять бдительность, жить, думая о мире и интересах народа нашей страны.

Следует также отметить, что даже в развивающихся государствах Духовность уходит на задний план. В некоторых странах, особенно в условиях пандемии, все чаще среди людей проявляются упаднические настроения, агрессивность, нетерпимость по отношению друг к другу. Все эти тревожные реалии, происходящие в мире, еще раз подтверждают правоту слов Президента Узбекистана о необходимости обеспечить гармонию экономического и духовного роста.

Новый Узбекистан инициирует принятие новых международных договоров по правам человека. Практическое выражение таких инициатив можно увидеть, в том числе в принятии в 2018 году Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность», а также в разработке Конвенции ООН о правах молодежи. В своем выступлении на 75-й сессии ГА ООН лидер нашей страны еще раз обратил внимание международного сообщества на необходимость принятия этого документа.

В целях последовательного развития международного сотрудничества Узбекистан должен и впредь проявлять аналогичные инициативы в духовно-просветительской сфере. В частности, использовать потенциал наших посольств в зарубежных странах для последовательного ознакомления международного сообщества с особенностями и возможностями использования потенциала нашей национальной духовности в борьбе с разного рода вызовами и угрозами.

«Мы должны работать в тесном партнерстве на основе новых подходов в отношении общих угроз безопасности и устойчивому развитию», сказал Президент, выступая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Таким образом, требуется последовательная и широкая пропаганда, продвижение в мир высокой духовности узбекского народа, его богатого национального культурного и исторического наследия, в частности, в области книгоиздания и каллиграфии, музыки и танца, кино и театра, архитектуры и ремесел, изготовления ювелирных изделий и чеканок, кондитерских изделий…

 

Взаимосвязанность Духовного и экономического развития

Как отметил Президент, образованный человек - всегда будет убежденным и верующим. Вакцина духовности создается каждой нацией самостоятельно. И то, что сегодня правит миром духовная нищета, - справедливая истина.

Нам необходимо достичь гармонии между двумя понятиями «экономика» и «духовность». Принимая меры, чтобы покончить с экономической бедностью, мы пока не можем похвастать результатами в деле искоренения духовной бедности.

Обычно, если хлопок в поле или фрукты в саду атаковали насекомые-вредители, а пшеницу одолела ржавчина, мы тут же спешим спасать урожай, в который вложен непомерный труд. Однако почему-то не обращаем внимания на «болезнь», поражающую национальную духовность. А ведь этот недуг сродни коронавирусной пандемии, которая, как всем известно, стремительно распространяется.

В связи с этим необходимо принимать меры, с одной стороны, опираясь на науку, с другой - придерживаясь убеждения: «Больше дела – меньше слов». То есть необходимо добиться взаимосвязанности экономического и духовного развития. При этом стремление к духовному обогащению должно быть вольным. Ведь фактор свободы слова и творчества имеет большое значение. Следовательно, важно регулярно изучать лучшие образцы узбекской и мировой литературы, поднимать национальную Духовность и Просвещение через повышение культуры чтения, ознакомление с мировыми образцами художественного слова.

Заслуживает внимание и то, что в целях продвижения национальной идеи, повышения эффективности духовно-просветительской работы, дальнейшего развития литературы и культуры чтения в обществе на базе общественного фонда «Ижод» будет создан Фонд поддержки духовности и творчества.

При этом Президент подчеркнул: «Если кто-то думает, что вопрос духовности – это только работа Центра духовности или отдельно взятого министерства, ведомства, то ошибается. Это одна из главнейших, важнейших задач, стоящих перед всеми нами».

Акмаль Саидов, академик

("Правда Востока", 3.02.2021 г.)

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech