«Если экономика – организм, обеспечивающий жизнедеятельность общества, то духовность – его сердце и душа. Раз мы решили построить новый Узбекистан, мы опираемся на прочные столпы. Первый – это сильная экономика, основанная на рыночных принципах. Второй – сильная духовность, основанная на богатом духовном наследии наших предков и национальных ценностях».
В эти дни общественностью, в экспертно-аналитических кругах широко обсуждаются суть и значение актуальных задач, обозначенных Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на состоявшемся 19 января текущего года видеоселекторном совещании по вопросам коренного совершенствования системы духовно-просветительской деятельности, взаимодействия государственных и общественных организаций в этой сфере.
Ренессанс и Духовность: историческая взаимосвязь
Мы, потомки народа, создавшего великую историю, великое государство, великую культуру, внесшего огромный вклад в развитие мировой цивилизации, идей справедливости, гуманности и человеколюбия. История свидетельствует: крепкая вера, сила духа и высокая духовность народа, придание приоритетного значения идеям Духовности и Просвещения в государственной системе стали основой Первого Восточного Возрождения в IX-XII веках, известного как «Мусульманский Ренессанс», и Второго Восточного Возрождения в XIV-XVI веках, признанного во всем мире как «Темуридский Ренессанс».
Возрождение Востока – уникальное всемирное явление в истории всего человечества, пронизанное благими идеями наших великих предков о Просвещении и непоколебимой вере, религиозной толерантности и человечности. Эти идеи все больше приобретают особый, глубокий смысл и значение для современного Нового Узбекистана.
Наши великие предки и ученые энциклопедисты, жившие в периоды Восточного Возрождения, отличались высокой духовностью, непоколебимой верой, завидным чувством национальной гордости и чести, прекрасными и уникальными человеческими качествами, пронизанными национальными и общечеловеческими ценностями.
В своей знаменитой оде «Узбекистон» поэт Абдулла Орипов подчеркивал, что:
Места, куда не доходил меч Темура,
Покорены пером Алишера.
Яркий представитель эпохи Темуридского Ренессанса, великий государственный деятель, ученый, поэт и мыслитель Алишер Навои, чье творчество пронизано высочайшей духовностью и любовью к Родине, на протяжении веков вносит огромный вклад в прославление на весь мир достоинств нашего народа, сопоставимый вкладу Сахибкирана Амира Темура, олицетворяющего символ мужества, отваги, мудрости и справедливости.
Глава государства подчеркнул необходимость воспитания молодежи в духе патриотизма, национальной гордости, а также важность глубокого изучения истории родной страны, расширения исследований в данной области. Обозначил ряд приоритетов в этой сфере:
во-первых, преобразование Мемориального комплекса «Парк победы» в Ташкенте в научный центр по изучению населением, особенно молодежью военной истории и героизма нашего народа;
во-вторых, разработка Концепции развития исторической науки Узбекистана до 2030 года;
в-третьих, укрепление статуса узбекского языка в качестве государственного, внедрение современных технологий для его изучения в стране и за рубежом.
Президент подчеркнул: «Необходимо преподавать национальную историю в национальном духе. Иначе не будет воспитательного эффекта. Мы должны научить нашу молодежь извлекать уроки из истории, делать выводы, вооружить ее исторической наукой, историческим мышлением».
Следовательно, возрождение духовно-нравственных ценностей и национальных традиций, возникающее в результате этих усилий, послужит прочным фундаментом для Третьего Ренессанса. Ведь Духовно-нравственное Возрождение составляет необходимую основу любого Ренессанса.
Следует особо отметить, что в Послании Олий Мажлису, праздничном поздравлении учителям и наставникам Узбекистана, а также в выступлениях на I молодежном форуме Узбекистана и расширенном заседании Совета безопасности глава государства практически создал научно-теоретическую и методологическую основу, а также обозначил приоритетные задачи в области Духовно-нравственного Возрождения Нового Узбекистана.
Гуманистическая идеология Нового Узбекистана
Идеология – это прежде всего воспитание разума, воспитание национальных и общечеловеческих ценностей. Президент отметил: «Идеологией создаваемого нами Нового Узбекистана будут доброта, человечность и гуманизм». Она опирается на тысячелетние жизненные представления и ценности нашего народа.
Сегодня мир характеризуется усилением острой борьбы и конкуренции, столкновением интересов. Процессы глобализации несут для человечества как беспрецедентно новые возможности, так и непредвиденные проблемы, поскольку сопровождаются новыми вызовами и угрозами национальной идентичности и духовным ценностям народа. Не секрет, что активизируются попытки внедрения в сознание людей, особенно молодежи потребительских настроений, формирования в обществе культуры эгоцентризма, равнодушия и безразличия, отрицания ценности семьи и труда.
Сегодняшних детей «воспитывают» не родители, детские сады, школы или институты, а в большинстве случаев сотовые телефоны. «В наши дома, общество и самое опасное – в чистые сердца наших малышей незаметно, «незваным гостем», не нарушая «классических границ», проникают вредные идеи, понятия и взгляды, совершенно чуждые нашим национальным ценностям и духовности», с сожалением отметил глава государства.
Президент, разъясняя, что в такой опасной ситуации равнодушие и безразличие – это весьма большая недопустимая угроза, обратил внимание на некоторые недостатки в данной сфере. Прежде всего не отмечается действенное участие старейшин, общественного контроля в решении социальных проблем, в воспитании подрастающего поколения. Кроме того, само время требует научного анализа тенденций в социально-духовной среде.
Духовно-просветительская работа в нашем обществе не дает ожидаемых результатов, потому что недостаточно системно организована. Например, как сообщает Управление по взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации Верховного суда Республики Узбекистан, в 2020-м свыше 10 тысяч осужденных составляла молодежь. Если иметь в виду, что в прошлом году судами по уголовным делам в нашей стране рассмотрено 30 284 дела в отношении 38 149 лиц, нетрудно понять, что почти треть осужденных – юноши и девушки.
В связи с этим глава государства выдвинул практические предложения:
во-первых, необходимо критически изучить работу Республиканского центра духовности и просветительства (РЦДП) с целью кардинального улучшения его деятельности;
во-вторых, создать Институт социально-духовных исследований на базе учебного заведения «Пропагандист духовности»;
в-третьих, РЦДП должен координировать работу всех областных Кенгашей, министерств, ведомств и организаций в области духовно-просветительской деятельности. Сегодня пропагандой духовности занимаются десятки организаций. Из-за отсутствия системной координации их деятельности в этой системе наблюдаются случаи дублирования работы.
Все предложенные меры направлены на то, чтобы поднять на качественно новый уровень всю духовно-просветительскую работу. Ведь это – требование стремительных демократических перемен в Новом Узбекистане.
Каковы индикаторы Духовности?
Проводится большая работа по сокращению «экономической бедности». Но возникает вопрос: что делать с «духовной бедностью»? Как избавиться от зависимости чужого мнения? Изыскивая средства и инвестиции, необходимые для претворения в жизнь важных реформ, мы оказались на распутье в поиске духовных ресурсов с целью укрепления морально-нравственного иммунитета.
Важно то, что Президент поднимает эти вопросы. Не менее важно и то, что в выступлениях главы государства содержатся мнения, рассуждения об индикаторах, критериях, своего рода «показателях духовности» общества.
Существуют ли критерии, определяющие уровень Духовности?
Первый критерий: духовность и право, законы. Все усилия в области повышения духовности должны быть осуществлены в правовом поле. В частности, мы должны работать по совершенствованию законодательства и правоприменения в сфере защиты сознания формирующейся личности.
Напомним знаменитый хадис «Приобретайте знания от колыбели до могилы», которым руководствовались наши великие предки и улемы эпохи Возрождения. Это свидетельствует о необходимости создания целостной непрерывной системы духовного образования и воспитания, обеспечения тесной взаимосвязи и взаимообусловленности духовного и духовно-правового воспитания.
В данном контексте следует отметить, что за последние четыре года принят ряд законов и актов Президента, направленных на модернизацию данной сферы. В частности, закреплено, что Президент возглавляет Республиканский совет по духовности и просветительства. Территориальные подразделения на местах – хокимы соответственно. Это способствовало реализации государственной политики в духовно-просветительской сфере на государственном уровне.
Вместе с тем само время требует дальнейшего развития законодательства в данной области. Как отметил глава государства, необходимо реализовать принцип «Просветительство против невежества». Но когда на кону судьба Родины и народа, закон тоже должен проявить свою силу.
Второй критерий: развитие всей системы институтов Духовности. Намечены меры по коренному совершенствованию деятельности Республиканского центра духовности и просветительства, укреплению материально-технической базы РЦДП и его подразделений. В корне будет реорганизована деятельность в сфере научных исследований, пропаганды и агитации, в том числе развития национального человеческого капитала на основе идеи «Новый Узбекистан – на пути к Третьему Ренессансу».
Третий критерий: формирование системы духовного воспитания, подготовка работников в сфере Духовности. Главная задача - добиться, чтобы каждый гражданин страны, работающий в любой сфере, был личностью с высокой духовностью, проще говоря, человеком слова и дела.
В связи с этим теперь:
- в классификатор дисциплин будут включены специальности в области духовности и просветительства, начнется подготовка квалифицированных кадров в данном направлении;
- постоянно будет оказываться методическая помощь дошкольным образовательным учреждениям по воспитанию детей с раннего возраста образованными и грамотными;
- в общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях вводится должность проректора по делам молодежи и духовно-просветительской работе;
- на основе принципа «Представитель интеллигенции – духовный покровитель махалли» за каждой махаллей закрепляются профессора и преподаватели, именитые наставники;
- будет широко внедрена инициатива старейшин Ташкента по оказанию помощи безработной и трудно поддающейся воспитанию молодежи;
- в регионах на основе типового проекта будут построены центры по духовно-просветительской работе. На эти цели выделяется дополнительный штат за счет местных бюджетов.
Четвёртый критерий: мониторинг работы по пропаганде духовности. Как отметил глава государства, само время требует перевода на научную основу изучения и анализа социально-духовной среды.
Сегодня как никогда требуется новое мышление и соответствующий подход к работе, а также формирование национальных «мозговых центров». У нас недостаточно влиятельных аналитиков и экспертов, которые глубоко понимают, вникают в суть происходящих вокруг нас политических и социальных процессов и доступным языком доносят свои мысли до аудитории.
Необходимо кардинально пересмотреть научные и практические исследования по защите общества от угроз и вызовов в духовной сфере. Потому что, как постоянно отмечает глава государства, если в какой-либо отрасли не налажена научная организация труда, то у этой отрасли нет будущего.
В этом смысле подчеркивалось, что РЦДП, центры «Стратегия развития» и исламской цивилизации, исследовательские институты социально-гуманитарного направления должны стать настоящими «мозговыми центрами».
Пятый критерий: духовность и мировое сообщество. В глобализованном мире растут такие угрозы, как терроризм, экстремизм, транснациональная и киберпреступность, торговля людьми и наркотрафик. И в некоторых регионах наблюдаются попытки преднамеренно усилить нестабильность и вызвать недовольство людей. В такой опасной и сложной обстановке каждый из нас должен проявлять бдительность, жить, думая о мире и интересах народа нашей страны.
Следует также отметить, что даже в развивающихся государствах Духовность уходит на задний план. В некоторых странах, особенно в условиях пандемии, все чаще среди людей проявляются упаднические настроения, агрессивность, нетерпимость по отношению друг к другу. Все эти тревожные реалии, происходящие в мире, еще раз подтверждают правоту слов Президента Узбекистана о необходимости обеспечить гармонию экономического и духовного роста.
Новый Узбекистан инициирует принятие новых международных договоров по правам человека. Практическое выражение таких инициатив можно увидеть, в том числе в принятии в 2018 году Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Просвещение и религиозная толерантность», а также в разработке Конвенции ООН о правах молодежи. В своем выступлении на 75-й сессии ГА ООН лидер нашей страны еще раз обратил внимание международного сообщества на необходимость принятия этого документа.
В целях последовательного развития международного сотрудничества Узбекистан должен и впредь проявлять аналогичные инициативы в духовно-просветительской сфере. В частности, использовать потенциал наших посольств в зарубежных странах для последовательного ознакомления международного сообщества с особенностями и возможностями использования потенциала нашей национальной духовности в борьбе с разного рода вызовами и угрозами.
«Мы должны работать в тесном партнерстве на основе новых подходов в отношении общих угроз безопасности и устойчивому развитию», сказал Президент, выступая на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Таким образом, требуется последовательная и широкая пропаганда, продвижение в мир высокой духовности узбекского народа, его богатого национального культурного и исторического наследия, в частности, в области книгоиздания и каллиграфии, музыки и танца, кино и театра, архитектуры и ремесел, изготовления ювелирных изделий и чеканок, кондитерских изделий…
Взаимосвязанность Духовного и экономического развития
Как отметил Президент, образованный человек - всегда будет убежденным и верующим. Вакцина духовности создается каждой нацией самостоятельно. И то, что сегодня правит миром духовная нищета, - справедливая истина.
Нам необходимо достичь гармонии между двумя понятиями «экономика» и «духовность». Принимая меры, чтобы покончить с экономической бедностью, мы пока не можем похвастать результатами в деле искоренения духовной бедности.
Обычно, если хлопок в поле или фрукты в саду атаковали насекомые-вредители, а пшеницу одолела ржавчина, мы тут же спешим спасать урожай, в который вложен непомерный труд. Однако почему-то не обращаем внимания на «болезнь», поражающую национальную духовность. А ведь этот недуг сродни коронавирусной пандемии, которая, как всем известно, стремительно распространяется.
В связи с этим необходимо принимать меры, с одной стороны, опираясь на науку, с другой - придерживаясь убеждения: «Больше дела – меньше слов». То есть необходимо добиться взаимосвязанности экономического и духовного развития. При этом стремление к духовному обогащению должно быть вольным. Ведь фактор свободы слова и творчества имеет большое значение. Следовательно, важно регулярно изучать лучшие образцы узбекской и мировой литературы, поднимать национальную Духовность и Просвещение через повышение культуры чтения, ознакомление с мировыми образцами художественного слова.
Заслуживает внимание и то, что в целях продвижения национальной идеи, повышения эффективности духовно-просветительской работы, дальнейшего развития литературы и культуры чтения в обществе на базе общественного фонда «Ижод» будет создан Фонд поддержки духовности и творчества.
При этом Президент подчеркнул: «Если кто-то думает, что вопрос духовности – это только работа Центра духовности или отдельно взятого министерства, ведомства, то ошибается. Это одна из главнейших, важнейших задач, стоящих перед всеми нами».
Акмаль Саидов, академик
("Правда Востока", 3.02.2021 г.)
- Добавлено: 03.02.2021
- Просмотров: 4177
- Распечатать