Узбекистан и ЕАЭС: сотрудничеству быть или не быть?!

Беспроигрышная модель взаимодействия

За последние два года выросло количество научных, аналитических докладов, а также околонаучных размышлений и инси­нуаций относительно развития сотрудничества между Узбекистаном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). В них акцентируется внимание на следующих вопросах:

во-первых, определение статуса нашей страны в этой организации;

во-вторых, геополитические риски, в том числе и для суверенитета Узбекистана;

в-третьих, воздействие данного сотрудничества на интеграционные процессы в Центральной Азии в контексте объявления Узбекистаном данного региона своим главным внешнеполитическим приоритетом, взаимоотношения нашей страны с другими международными структурами, ее вступление в ВТО;

в-четвертых, конфликты интересов между членами ЕАЭС и механизмы их преодоления.

Многие из них посвящены рассмотрению этих вопросов через призму геополитики, национальной экономики и геоэкономики, защиты суверенитета и продвижения национальных интересов, реализации личных, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, защиты прав мигрантов, развития интеграционных процессов в разных регионах мира и ускорения процессов глобализации.

Круг исследователей и экспертов, рассуждающих на эти темы, охватывает не только государства Центральной Азии, но и страны ЕС, США, Россию, Японию, Китай, Турцию, государства ШОС, ОИС. Однако в пучине огромной толщи материалов требовательному читателю трудно сориентироваться и найти доклады, основанные на системном и глубоком изучении исторических, философских, политических, экономических, социальных, правовых, культурно-гуманитарных аспектов интеграционных процессов. Среди серьезных и комплекс­ных аналитических докладов хотелось бы отметить серию работ одного из ведущих политологов Узбекистана сенатора Кудратиллы Рафикова «Воплощение вековых чаяний народов Центральной Азии»,
«К вопросу о вступлении Узбеки­стана в ЕАЭС», «Быть ли Соединенным Штатам Евразии? Размышления узбекского политолога о ре­гиональной интеграции» и другие.

Как ученому и депутату, принимавшему непосредственное участие в принятии решения об участии Узбекистана в деятельности ЕАЭС, а также развитии тесного и многопланового сотрудничества с союзом, хотелось бы обратить внимание на следующие вопросы.

Контуры взаимодействия

Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев, Узбекистан был и остается приверженным последовательному наращиванию и укреплению взаимодействия со всеми международными партнерами, включая развитие диалога с ЕАЭС.

Основными чертами внешней политики трансформирующегося Узбекистана являются стремление к открытости и прагматизм, предсказуемость и последовательность, ориентация на приоритеты долгосрочного устойчивого развития, укрепление добрососедских отношений с сопредельными странами, расширение международного сотрудничества на недискриминационной основе.

В соответствии со Стратегией действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017—2021 годах утверждены и реализуются «дорожные карты» по развитию сотрудничества с авторитетными международными организациями — ООН, ШОС, СНГ, ОИС, ЕС, ОБСЕ, Совет сотрудничества тюркоязычных государств, международными финансовыми институтами — МВФ, Всемирным банком, ЕБРР, Исламским банком развития и фондами Арабской координационной группы.

Выработаны и реализуются соответствующие «дорожные карты» по развитию взаимовыгодного сотрудничества с Россией, США, Турцией, Индией, Китаем, Японией, Германией, Францией, Афганистаном, Казахстаном и другими странами. Укрепляются взаимовыгодные и всесторонние отношения с государствами Ближнего Востока: Саудовской Аравией, Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Кувейтом, Катаром, Оманом, Алжиром и другими.

В нижней палате парламента действует рабочая группа по организации изучения вопросов сотрудничества между Узбекистаном и ЕАЭС. Исходя из Послания Президента Республики Узбекистан Олий Мажлису в декабре 2020 года рабочая группа придает приоритетное значение:

углубленному изучению положительных и негативных аспектов влияния членства в EАЭС на национальную экономику Узбекистана, его сотрудничество с другими международными организациями и зарубежными странами;

полноценному использованию возможностей ЕАЭС в качестве наблюдателя, правовому регулированию сотрудничества для полноценного участия на рынках стран-участниц, приведения национальных технических регламентов в соответствие с требованиями ЕАЭС.

В целях эффективной организации сотрудничества между ЕАЭС и Узбекистаном парламентом одобрена соответствующая «дорожная карта». Определены конкретные меры по установлению парламентского контроля за ее реализацией.

При разработке «дорожной карты» приняты во внимание имею­щиеся исторические, правовые, экономические и культурно-гуманитарные основы для такого взаимодействия, которые подробно рассмотрены и аргументированы национальными и зарубежными экспертами.

В целом эффективная внешняя политика государства, приоритетным вектором которой является Центральная Азия, способствует налаживанию отношений с соседями, наращиванию взаимодействия с Афганистаном, укреплению сотрудничества с региональными и мировыми державами, международными организациями.

Международное сообщество рассматривает новый Узбекистан в качестве надежного партнера, государства, приверженного своим международным обязательствам. Улучшаются позиции Узбекистана в международных рейтингах и индексах.

В евроазиатском пространстве

Принятие нашей страны в ЕАЭС в качестве наблюдателя подтверждает новые реалистичные подходы России — стратегического союзника Узбекистана по отношению к государствам Центральной Азии.

Как отмечал философ Джордж Сантаян, кто забывает уроки истории, обречен на их повторение. В данном контексте особую ценность представляет анализ
К. Рафикова более чем тысячелетнего исторического опыта взаимоотношений между государствами Центральной Азии и Россией
, имевшего как позитивные, так и негативные для Центральноазиатского региона и государств последствия.

В частности, он подчеркивает роль правителя Золотой Орды Мухаммада Узбекхана и узбеков в значительном политическом и военном усилении московских князей, которые постепенно начали собирать разрозненные русские княжества вокруг себя, положив начало становлению Руси как единого государства. Указывает на освободительную роль нашего великого предка Амира Темура, полностью разгромившего армию хана Золотой Орды Тохтамыша. Это способствовало тому, что русский народ и тогдашние княжества освободились от господства Золотой Орды и впоследствии
создали мощную Россию.

Особое значение в плане выстраивания конструктивных взаимоотношений между Узбекистаном и Россией, ЕАЭС имеет представленный К. Рафиковым анализ причин «взлетов и падений» сотрудничества в период царской России, Советского Союза и независимости. Нам важно извлечь правильные уроки и не повторять ошибок, допущенных в прошлом.

Это очень важно, когда наши страны вновь выстраивают подходящую конфигурацию взаимоотношений, чтобы в отличие от прошлого она была воздвигнута на здоровом фундаменте, основанном на принципах равноправия и взаимного уважения.

Укреплению связей Узбекистана с Россией и ЕАЭС способствуют:

во-первых,  более чем вековой исторический опыт нахождения в рамках одного государства, а также наработанная солидная договорно-правовая база;

во-вторых, привлекательность обширного рынка России для экспорта продукции из стран ЦА.

По оценкам экспертов, в ближайшие 50 лет Россия наряду с США, ЕС, Китаем и Индией будет иметь статус одного из крупнейших и привлекательных рынков и центров международной торговли. Если учесть высочайшую остроту конкуренции на мировых рынках, когда многие страны не готовы или не хотят пускать новых игроков на свои обжитые торговые площадки, то прежде всего нужно ориентироваться именно на эти рынки. Естественно, в условиях нарастающей глобализации Узбекистану и другим странам трудно решить эту проблему в одиночку. Достичь этого легче на основе совместных действий стран, достаточно близко связанных политически, экономически и культурно-цивилизационно, к примеру, в рамках проекта многостороннего формата по типу ЕАЭС;

в-третьих, огромные масштабы помощи России государствам ЦА, динамичное развитие российско-узбекских отношений, новый этап которых начался в конце 2016 года с приходом к власти Шавката
Мирзиёева. В частности, реализуются Программа экономического сотрудничества до 2024 года, торгово-инвестиционные соглашения, меморандумы на более 25 миллиардов долларов;

в-четвертых, высокая мобильность трудовых ресурсов в обширном евразийском регионе. Миллионы трудовых мигрантов Узбеки­стана осуществляют деятельность в России и Казахстане. Тем самым важное значение приобретает более тесное сотрудничество в области трудовой миграции, которое будет способствовать решению многих актуальных вопросов занятости населения и обеспечению возрастающих потребностей экономик стран ЕАЭС в квалифицированных специалистах;

в-пятых, изменение с приходом к власти Владимира Путина геополитической стратегии, внешнеполитической и внешнеэкономической политики России по отношению к Центральной Азии и Узбекистану, который обозначил, что наш регион входит в зону исключительно важных жизненных интересов России.

Изучение мнений экспертов Казахстана, Кыргызстана и Беларуси свидетельствует о том, что все государства ЕАЭС признают доминирующую роль России в данной организации. Но чтобы поддержать привлекательность ЕАЭС, Москве не стоит поддаваться соблазну какого-либо давления на других участников структуры. Они как суверенные государства также имеют право вести диалог или наращивать сотрудничество в рамках других, кроме ЕАЭС, проектов.

В данном контексте можно согласиться с выводом К. Рафикова о том, что России важно и далее презентовать себя в качестве привлекательного и выгодного партнера для других участников — в политическом, социально-экономическом и культурно-духовном планах. Только на этой основе она может усилить ЕАЭС, выстроить вокруг себя надежный «пояс безопасности», свободный от политической конъюнктуры.

Присоединение Узбекистана, признанного по версии глобального банка HSBC, имеющего одну из самых быстрорастущих экономик мира, к ЕАЭС в качестве наблюдателя представляет выгоду не только нашей стране, но и придаст импульс развитию, усилит потенциал и перспективу ЕАЭС.

«Центральная Азия +» и ЕАЭС

Без сомнения, для динамично развивающегося Узбекистана очень важно подключение к евразийским процессам. Но, с другой стороны, обретение статуса наблюдателя в ЕАЭС не должно вынуждать Узбекистан отодвинуть на второй план центральноазиатский вектор, который является главным приоритетом его внешней политики.

Предоставление нашей стране статуса наблюдателя в ЕАЭС вновь вызвало среди экспертного сообщества дискуссию о возможном несоответствии между интеграционными проектами в рамках Центральной Азии, обозначенной в качестве важнейшего внешнеполитического вектора Узбекистана, и в рамках ЕАЭС. Мировое сообщество признает, что с приходом к власти в Узбекистане Президента
Шавката Мирзиёева начался качественно новый этап в региональной интеграции, значительное улучшение отношений между соседними странами. Принципиально важным стал новый формат консультативных встреч — впервые после 20-летнего перерыва главы государств региона стали собираться вместе и обсуждать самые злободневные вопросы без участия третьих сторон, так сказать, с глазу на глаз. Ведь в регионе существует «внутренний круг проблем», которые могут и должны быть решены без привлечения внешних игроков. Без их решения государствам региона будет просто трудно идти дальше.

Новый курс Узбекистана оказывает положительное воздействие на процессы в соседних странах, оздоровив геополитическую ситуацию и взаимное доверие во всем регионе. Переведены в конструктивное русло и начали решаться такие вопросы, как:

во-первых,  завершение процессов делимитации и демаркации границ, когда пришлось идти при необходимости на взаимные уступки и равноценный обмен территориями;

во-вторых, формирование единого рынка, обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а также туристов;

в-третьих, использование водных ресурсов трансграничных рек и решение энергетических проблем;

в-четвертых, формирование единого информационного пространства внутри региона, создание единой платформы для обмена мнениями и регулярных встреч экспертно-аналитического сообщества государств Центральной Азии, что может способствовать сближению позиций сторон и формированию единых подходов по вопросам внешней и внутренней политики путем выработки рекомендаций парламентам и правительствам стран региона;

в-пятых, достижение единой научной трактовки исторических событий в регионе и издание совместных учебников по общей истории народов ЦА. К примеру, есть шеститомное издание ЮНЕСКО «История цивилизаций Центральной Азии», опубликованное в Париже на английском языке.

Однако государства региона находятся только в начале пути интеграции. Приходит понимание, что для экономического роста нужно действовать сообща, создавая друг другу возможности, что приведет к усилению инвестиционной привлекательности и наращиванию торгового потенциала региона в целом. Узбекская сторона уже предложила соседям:

согласовать единое видение многостороннего сотрудничества;

провести инвестиционный форум стран региона;

создать единый и узнаваемый региональный туристский бренд;

разработать общие туристские маршруты вплоть до учреждения единой туристской визы.

Дальнейшее развитие взаимодействия государств региона с мировыми центрами сил в формате «С5 + 1» (с США, ЕС, Японией, Турцией, Индией — инициатива «Объединяя Центральную Азию», Южной Кореей — «Евразийская инициатива»), в том числе в недавно созданном формате «Центральная Азия + Россия», должно стать для государств региона некой платформой или моделью сотрудничества как между собой, так и с внешним миром. В конечном итоге от этого выиграют народы всех стран региона.

Экономический вектор партнерства

Страны ЕАЭС являются основными, естественными торговыми партнерами Узбекистана. За последние годы даже в условиях пандемии товарооборот Узбекистана с государствами ЕАЭС вырос в два раза, около 70 процентов внешней торговли связано с Россией и ЕАЭС.

Экономики наших стран во многом дополняют друг друга, о чем свидетельствуют налаженная эффективная кооперация и более тысячи новых совместных пред­приятий в разных отраслях экономики с участием инвестиций государств ЕАЭС. Например, в Узбекистане действует более 890 совместных предприятий с участием казахстанского капитала (рост — в 3,2 раза по сравнению с 2018 годом), свыше 2 040 — с участием российского (рост — в 2,27 раза).

Ведущие предприятия Узбеки­стана наладили кооперацию и совместно осваивают рынки третьих стран, успешно реализуют проекты в металлургии, сельском хозяйстве, текстильной отрасли. Наша страна заинтересована в углублении промышленной кооперации, формировании устойчивых цепочек создания добавленной стоимости на основе передового опыта и инновационных подходов, а также налаживании сотрудничества с Евразийским банком развития для поддержания таких проектов.

Дальнейшая логика экономического развития страны требует расширения экспортных возможностей, что сдерживается во все большей степени заградительными мерами для узбекского экспорта, применяемыми другими странами.

Кроме того, можно согласиться с мнением К. Рафикова о том, что  сегодня в мире происходит процесс переустройства ранее сложившейся системы межгосударственных отношений. Разворачиваются новая поляризация, борьба за рынки и ресурсы, открытое стремление сильных доминировать над слабыми, жесткое, на грани силовых действий отстаивание собственных экономических интересов.

Все это является одним из главных факторов того, что вопрос об углублении взаимодействия с ЕАЭС, устранении барьеров и препятствий в торгово-экономических отношениях, формировании новых рынков, повышении и реализации потенциала экономик наших стран вышел на повестку дня именно в настоящий момент.

Следует также отметить, что глобальные явления в мире непосредственно сказываются на геополитических и геоэкономических процессах внутри и вокруг региона Центральной Азии.

Внутриконтинентальный регион

Транспортные коммуникации и инфраструктура Узбекистана и стран ЕАЭС глубоко интегрированы и тесно взаимосвязаны.

Особую актуальность приобретает выработка в рамках ЕАЭС согласованных подходов в сфере транспорта и транзита, что позволит еще активнее задействовать транс­портные коридоры, повысить их конкурентоспособность и существенно увеличить загрузку. Это очень важно для Центральной Азии — внутриконтинентального региона, географически находящегося глубоко внутри материка, вдали от морских путей и центров мировой торговли. В этой связи государства региона несут существенные транспортно-транзитные расходы, которые в два-три раза превышают аналогичные затраты стран, имеющих свободный доступ к морским коммуникациям.

Для стран Центральной Азии наиболее освоенными являются именно маршруты, связанные с Россией. Например, 70—80 процентов грузовых перевозок и товаропотоков из Узбекистана приходится именно на это направление. Если рассмотреть южное направление — из региона дороги нет вообще, в западном — пока нет эффективного выхода к международным центрам торговли, в восточном — затягивание строительства железнодорожной магистрали Андижан — Ош — Иркештам препятствует выходу к китайскому рынку. Тем самым можно отметить, что «торговые пути — это своего рода дорога жизни для Центральной Азии». 

В данном контексте следует отметить историческое значение реализации инициативы Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева по строительству железной дороги Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар протяженностью около 600 километров. Впервые в феврале Ташкенту удалось организовать трехсторонние узбекско-афган­ско-пакистанские переговоры и добиться принятия долгожданной народами региона «дорожной карты» по строительству этой железной дороги.

На реализацию проекта может уйти до пяти лет. Для этого планируется привлечь 4,8 миллиарда долларов кредитных средств. ВБ, АБР, ЕБРР, ИБР, Европейский инвестиционный банк, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Международная финансовая корпорация развития (США) подтвердили заинтересованность в совместном его воплощении. Это позволит сократить время транспортировки товаров из Узбеки­стана в Паки­стан с 30—35 до 10—15 дней. Одновременно ожидается существенное повышение трафика перевозки экспортно-импортных грузов также по маршруту «Южная Азия — Афганистан — Центральная Азия — Россия —  Восточная Европа». Перевозки грузов по новой железной дороге могут снизить транспортные расходы между Россией и Паки­станом на 15—20 процентов, а между странами Центральной Азии с Паки­станом — на 30—35 процентов.

В целом статус наблюдателя Узбекистана в ЕАЭС позволит выйти на качественно новый этап практического и многопланового взаимодействия, глубже и лучше понимать важные процессы, происходящие в рамках объединения. При этом развитие такого партнерства должно основываться на принципах равноправия, взаимной выгоды и учета интересов друг друга, а также не препятствовать, а способствовать интеграционным процессам в Центральной Азии.

Акмал САИДОВ,

первый заместитель Спикера Законодательной палаты
Олий Мажлиса, академик.

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech