В новом Узбекистане осуществляется огромная по своим масштабам работа по демократизации деятельности институтов гражданского общества, развитию многообразных динамично развивающихся, независимых негосударственных некоммерческих организаций как важнейшей составляющей и одной из условий демократического обновления и модернизации страны, построения сильного и справедливого гражданского общества. Создана значительная законодательная база свободного развития «третьего сектора», совершенствования организационно-правовых механизмов поддержки институтов гражданского общества.
В современных условиях особое значение приобретает волонтерская деятельность. В ходе своей деятельности волонтеры оказывают ряд социально важных услуг, производят определенные товары удовлетворяя тем самым потребности части общества за счет собственных ресурсов, взяв на себя отдельные функции органов государственной власти они позволяют экономить существенные средства бюджета. Волонтерство способно оказать содействие молодежи в процесс интеграции их в общество, в получении необходимого опыта работы, повышении уровня квалификации до требуемого на рынке труда уровня, привить им базовые ценности и ориентиры, воспроизводить общественные отношения, что в свою очередь крайне важно для повышения социальной активности молодежи.
Волонтерство в Узбекистане имеет многовековую традицию, глубоко укоренившуюся в сознание и менталитет нашего народа (к примеру институт «хашара»). Согласно некоторым социологическим исследованиям в своей деятельности волонтеров используют порядка 90% ННО страны (на пример строительные отряды р «Бунёдкор» Союза молодежи Узбекистана).
Органы государственной власти также активно привлекают волонтеров при организации крупных международных спортивных соревнований, конференций и семинаров в качестве переводчиков, сопровождающих и др. Активность волонтеров прослеживается в ряде социальных сетях. (На пример в социальной сети Facebook.com имеется группа volantery.uz, насчитывающая около 12 тысячи участников.
Несмотря на динамичное развитие волонтерской деятельности в нашей стране имеются следующие проблемные возникающие по причине отсутствия законодательной базы:
во-первых, отсутствует четко определенный статус волонтера;
во-вторых, не урегулирован вопрос о гарантиях социальной защите волонтеров, их правах и обязанностях, механизмах взаимодействия с органами государственной власти и управления, а также ННО;
в-третьих, отсутствуют механизмы поощрения волонтерской деятельности;
в-четвертых, волонтерская деятельность в настоящее время в стране развивается стихийно и спонтанно;
в-пятых, пробелы в законодательстве оставляют «широкое поле» для различного рода лиц и организаций, в том числе из-за рубежа пытающихся «объединить» отечественную молодежь, привить им ценности, не совпадающие с национальным менталитетом и политикой государства в данной области.
В настоящее время волонтерская деятельность в Узбекистане не урегулирована специальным законом, а частично раскрыта в Законе «О благотворительности», принятом 2 мая 2007 года. Отсутствие единого законодательного акта, регулирующего данную сферу, создает препятствия для осуществления волонтерской деятельности. В частности, не определены правовой статус волонтеров и требования к их деятельности, отсутствует единый учет волонтеров, механизм их поощрения.
Английской компанией «Charities Aid Foundation» (CAF) ежегодно публикуется «Мировой рейтинг благотворительности», при составлении которой учитывается участие добровольцев в волонтерской деятельности. По данному рейтингу в 2018 году из 145 стран мира Узбекистан занял 68 место по субиндексу «распространенность волонтерства», значительно ухудшив своё положение по сравнению с 2016 годом (40 место).
В соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Рекомендации о поддержке добровольчества» от 10 января 2002 года правительствам стран-членов ООН рекомендовано обеспечить дальнейшую поддержку добровольной деятельности путем создания благоприятных условий, а также рекомендовано создать законодательные рамки для общественных и некоммерческих организаций, участвующих в добровольческой деятельности.
B 2017 году Союзом молодёжи Узбекистана была создана негосударственная некоммерческая организация «Всемирная ассоциация молодёжи Узбекистана», которая включает в себя волонтерскую деятельность, основанную на принципах добровольного труда.
Волонтерская деятельность может быть использована для воспитания молодежи, в получении ими необходимого опыта работы, для активного привлечения общественности к организации избирательного процесса, крупных международных спортивных соревнований, конференций и семинаров и др.
В ходе деятельности волонтеры оказывают ряд социально значимых услуг, взяв на себя отдельные функции государственных органов, позволяют сэкономить средства бюджета.
Молодежные строительные отряды «Бунёдкор», организованные Союзом молодежи Узбекистана, внесли значительный вклад в строительство железных дорог (Ташгузар-Бойсун-Кумкурган), возведении жилых домов и различной прилегающей инфраструктуры. В данные отряды на волонтерских началах привлечены более 30 тыс. лиц, которые в ходе деятельности получают профессиональный опыт.
В президентских выборах 2016 года были задействованы более 500 волонтеров, основную часть которых составила молодежь.
Изучение опыта ряда зарубежных стран (США, Франция, Швеция, Великобритания, Сербия, Македония, Польша, Словакия, Латвия, Литва, Россия, Украина, Казахстан и Молдова) показало, что правовые механизмы волонтерской деятельности регламентированы специальными законами.
В целях определения статуса, прав и обязанностей волонтеров, организаторов волонтерской деятельности, привлечения населения к волонтерству, систематизации норм в данной сфере в едином законодательном акте Законодательной палатой Олий Мажлиса Республики Узбекистан принят Закон «О волонтерской деятельности», предусматривающий:
во-первых, цели и задачи, основные принципы, формы и направления, ведение учета волонтерской деятельности;
во-вторых, полномочия органов государственной власти и управления, также механизмы участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в данной сфере;
в-третьих, статус, права и обязанности волонтера, организатора волонтерской деятельности, договор волонтерства и его содержание;
в-четвертых, меры стимулирования, поддержки и финансового обеспечения волонтерской деятельности.
Закон разработан с целью определения системы общественных отношений, возникающих в сфере волонтерской деятельности, повышения эффективности деятельности негосударственных некоммерческих организаций, дальнейшего развития гражданского общества в стране, совершенствования законодательных основ, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие волонтерской деятельности в современных условиях.
Законом предусматриваются:
во-первых, основные понятия, цели и задачи, принципы, формы и основные направления волонтерской деятельности, волонтерская программа, реестр учета;
во-вторых, полномочия государственных органов, а также участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан;
в-третьих, статус, права и обязанности субъекта волонтерской деятельности, договор волонтерства и его содержание
в-четвертых, меры стимулирования, поддержка и финансовое обеспечение волонтерской деятельности;
в-пятых, нормы, регламентирующие разрешение споров, ответственность за нарушение законодательства в данной сфере, освещение волонтерской деятельности.
С применением Закона создана необходимая законодательная основа функционирования волонтерского движения в Узбекистане. Закон направлен на повышение привлекательности и престижа волонтерской деятельности среди населения; активизации гражданского общества и укрепления гуманистических начал в воспитании подрастающего поколения.
А.Х. Саидов,
Председатель Комитета по демократическим институтам,
негосударственным организациям и органам самоуправления граждан
Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан
- Добавлено: 14.11.2019
- Просмотров: 6912
- Распечатать