АРХИТЕКТОР СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО УЗБЕКИСТАНА

Прежде всего хотелось бы отметить историческое событие в новейшей истории жизни нашей страны, заложившее основу начала строительства Нового Узбекистана – сегодня исполнилось 4 года со дня вступления Ш.М.Мирзиёева в должность Президента Республики Узбекистан.

14 декабря 2016 года в соответствии со статьёй 92 Конституции Республики Узбекистан на заседании Олий Мажлиса Республики Узбекистан он принял присягу «о верном служении народу Узбекистана, строгом следовании Конституции и законам республики, принятии обязанностей гаранта прав и свобод граждан, добросовестном выполнении возложенных на Президента Республики Узбекистан обязанности». До этого в соответствии с нормами Основного закона страны с 8 сентября по 4 декабря 2016 года он исполнял обязанности Президента, а с 5 по 14 декабря – избранного Президента Республики Узбекистан.

За этот короткий период в нашей стране осуществлена огромная по масштабам реформ и коренные преобразования, которые способствуют строительству «Нового Узбекистана», полной реализации мощного потенциала нашего народа, формированию фундамента новой эпохи Возрождения – Третьего Ренессанса.

Понятно, что в рамках одной небольшой статьи невозможно охватить все аспекты широкомасштабных реформ, обозначивших начало совершенно нового этапа и стремительную динамику развития страны. Думаю, что об этом будут написаны монографии, научные работы многих учёных и исследователей современного Узбекистана.

Здесь же хотелось бы наметить только отдельные штрихи начатой с приходом Ш.М.Мирзиёева к руководству страной огромной работы по демократизации и либерализации всех сфер общественной и государственной жизни, строительству Нового Узбекистана.

Во-первых, Стратегия действий – основа строительства Нового Узбекистана. Исходя из понимания того, что в современном стремительно развивающемся мире конкурентоспособными являются только те государства, которые идут в ногу со временем, осуществляют необходимые реформы по модернизации общества и государства, отмечалась необходимость выработки новой политики для Нового Узбекистана, долгосрочной стратегии развития страны.

За короткий срок под непосредственным руководством Ш.М.Мирзиёева была разработана Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан – долгосрочная стратегия устойчивого развития общества и государства, обозначившая начало абсолютно нового этапа коренных и динамичных демократических реформ.

В рамках Стратегии действий реализуются стремительные и системные, взаимосвязанные и взаимообусловленные меры по модернизации политической системы, проведению глубоких административных реформ, коренному пересмотру судебно-правовой системы, обеспечению подлинной независимости и самостоятельности судов, либерализации экономики, формированию благоприятной деловой и инвестиционной среды, обеспечению межнационального согласия и межконфессиональной толерантности, осуществлению взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

На основе Стратегии действий, в частности, принято свыше 30 стратегий и национальных программ, 5 кодексов, около 250 законов, более 3200 актов Президента и многие другие нормативно-правовые акты по развитию социально-экономической, политико-правовой, научно-технической, судебно-правовой, гуманитарной и других сфер.

Во-вторых, Новый Узбекистан – это государство для народа. Главной целью проводимых в стране реформ является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство, законные нужды и интересы. Значительный вклад в дело обеспечения личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека вносят деятельность Народных и Виртуальной приёмных Президента Узбекистана.

Глубоко символично то, что они созданы в рамках одного из первых актов, подписанных Ш.М.Мирзиёевым после вступления в должность Президента страны, как гаранта Конституции и законов, прав человека. Первая реализованная по его инициативе Государственная программа также была посвящена реализации задач «Года диалога с народом и интересов человека».

По его инициативе принята и начата реализация Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека. Обеспечение прав и свобод граждан, имплементация в национальное законодательство и правоприменительную практику международных стандартов по правам человека стали главными критериями демократических реформ, направленных на создание благополучных и достойных условий жизни для народа. Сегодня положения более 80 международных документов в сфере прав и свобод человека, ратифицированных Узбекистаном, нашли своё воплощение в национальном законодательстве. 

Самое главное, осуществляемые широкомасштабные реформы меняют жизнь, мировоззрение и образ жизни людей. В обществе сформирована высокая цель «построим вместе Новый Узбекистан», и новый принцип «Инициатор реформ – само общество» стал основой повседневной деятельности.

В-третьих, Новый Узбекистан – это государство, в котором действует институт сильного парламентаризма и реализуется принцип «Не человек для государства, а государство для человека».

В стране осуществляются комплексные организационно-правовые меры, направленные всемерное развитие и укрепление парламентаризма, повышение роли политических партий, укрепление народовластия, совершенствование законов об общественном и парламентском контроле, обеспечение подотчётности и прозрачности деятельности органов государственной власти и управлении. Совершенствуется деятельность Кенгашей народных депутатов, расширяются их полномочия и, самое главное, усиливается ответственность этих структур за социально-экономическое развитие регионов, устойчивый рост реальных доходов, повышение качества и уровня жизни. Внедряются концепции «Электронный парламент» и «Электронный Кенгаш народных депутатов».

Особое внимание уделяется претворению в реальную жизнь благородных идей о том, что единственным источником и творцом закона является народ. Законы принимаются для улучшения жизни человека и общества, коренное повышение качества законотворческой деятельности, систематизации и кодификации законодательства, резком сокращении количества подзаконных актов и внедрении элементов модели «разумного упорядочения».

В-четвертых, Новый Узбекистан – страна, где ценят человеческое развитие и талант. Сегодня ни у кого не возникает сомнения в том, что решающим фактором развития современного демократического общества является наука, образование, инновации, технологии и кадры. Развитие страны в соответствии с современными требованиями сложно представить без науки.

Глубоко символично то, что самая первая встреча Ш.М.Мирзиёева в качестве Главы государства была именно с представителями академической науки – 30 декабря 2016 г. В нем приняли участие члены правительства, руководители министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, коммерческих банков, интеллигенции, члены Академии наук Республики Узбекистан, ректоры ведущих высших учебных заведений.

Глава нашего государства большое внимание уделил укреплению интеграции науки и производства, развитию системы образования, инновационной экономики, поднятию на новый уровень развития науки. Всесторонняя поддержка науки и учёных, повышение интеллектуального, научного и образовательного потенциала страны, усиление роли науки в социально-экономическом развитии, поддержке деятельности учёных и преподавателей, повышение качества подготовки высококвалифицированных кадров обозначены одной из приоритетных задач государства.

Работа в этом направлении последовательно и системно продолжается. В этой сфере приняты законы «О науке и научной деятельности», «Об инновационной деятельности» и «Об образовании», свыше 170 актов Президента, утверждены и реализуются Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан, а также долгосрочные (до 2030 года) концепции развития науки, системы высшего образования, систем народного и дошкольного образования. Принят стратегический план, направленный на развитие человеческого капитала на пути достижения важнейшей цели – вхождение Узбекистана в перечень 50 ведущих стран мира в рейтинге «Глобальный инновационный индекс» до 2030 года.

В развитии самой науки важную роль играют фундаментальные исследования. Именно через них осваиваются новые знания и формируются теории, создаётся прочная основа для перспективных прикладных исследований и инновационных разработок. В результате, на сегодняшний день научный сектор нашей страны состоит из более 100 академических и отраслевых научных учреждений, из них осуществляют свою деятельность 65 научно-исследовательских институтов. Наряду с этим научные исследования проводятся также в высших образовательных учреждениях и их филиалах.

В сфере высшего образования поставлена задача повышения уровня охвата высшим образованием более 50 процентов на основе развития государственно-частного партнёрства, организации в регионах деятельности государственных и негосударственных высших образовательных учреждений, создания в сфере здоровой конкурентной среды. На сегодняшний день в республике функционирует свыше 114 высших образовательных учреждений, из них 93 являются отечественными, 21 — зарубежными высшими образовательными учреждениями и их филиалами. В частности, за последние 3 года создано 6 высших образовательных учреждений и 17 филиалов, а также 14 филиалов зарубежных высших образовательных учреждений.

В-пятых, Новый Узбекистан – эта страна, где деятельность государства направлена, прежде всего, на обеспечение благополучия и благосостояния народа, торжества идей и принципов справедливости в обществе. 

Приведём только один пример. Продолжающаяся в мире пандемия коронавируса показала насколько своевременными и жизненными были шаги и инициативы Ш.М.Мирзиёева по глубокому реформированию системы здравоохранения страны, выводу предоставляемых населению медицинских услуг на передовые позиции в мире, формированию в стране современной, высокотехнологичной и эффективной системы медицинской помощи, оснащённой современным оборудованием и укомплектованной квалифицированными кадрами, развитию научного, методологического и образовательного потенциала медицинских учреждений, широкому применению в системе здравоохранения современного медицинского оборудования, средств и методов диагностики, формированию в обществе здорового образа жизни и культуры здорового питания.

Пандемия стала серьёзным испытанием и огромной школой опыта и для национальной системы здравоохранения. В стране проделана беспрецедентная работа по борьбе с этим опасным заболеванием. В частности, сдано в эксплуатацию много новых больниц и карантинных зон. Приобретено большое количество дополнительного медицинского оборудования и машин «скорой помощи». С учётом передовой зарубежной практики и национального опыта совершенствуются методики лечения. Осуществляются меры по достойному стимулированию труда медиков, борющихся с коронавирусом. В результате всей этой работы тысячи больных выздоравливают и возвращаются в свои семьи.

Все становятся свидетелями твёрдой воли и принципа Главы государства «Никто не должен забывать: как бы ни было сложно, сколько бы средств и усилий ни потребовалось, ни один гражданин Узбекистана не останется на произвол судьбы». В период пандемии первостепенное внимание уделяется не только охране здоровья населения, но и помощи гражданам, потерявшим работу, предпринимателям. Образован Антикризисный фонд, средства которого направляются на финансовую поддержку системы здравоохранения, социальной инфраструктуры, населения и предприятий. Более 500 тысячам предпринимателей и свыше 8 миллионам граждан предоставлены льготы в объёме около 34 триллионов сумов, дополнительно выделено 2,6 триллиона сумов на увеличение размеров социальных пособий, материальной помощи и повышение уровня занятости.

Проводится большая работа по обеспечению на практике конституционного принципа справедливости. В целях сокращения бедности внедряются новые эффективные механизмы социальной поддержки. На поддержку более 590 тысяч семей выделено 840 миллиардов сумов, обеспечена занятость трудоспособных членов почти 300 тысяч семей. Самое важное, у людей формируются опыт и навыки по выходу из бедности за счёт самозанятости, деловых качеств и предпринимательства.

В-шестых, новый Узбекистан – это государство, приверженное своим международным обязательствам, надёжный внешнеэкономический партнёр. Трансформирующийся Узбекистан характеризуется экономической открытостью и привлекательностью для ведения бизнеса и инвесторов, эффективная внешняя политика государства, приоритетным вектором которой является Центральная Азия, способствует налаживанию отношений с соседями, наращиванию взаимодействия с Афганистаном, укреплению сотрудничества с региональными и мировыми державами, международными организациями. Улучшаются позиции Узбекистана в различных международных рейтингах и индексах. Во всем мире признаются прагматические внешнеполитические инициативы Лидера Узбекистана.

По оценке многих международных организаций и ведущих зарубежных экспертов, «локомотивом» прогресса в регионе является Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев. Ни в одном государстве мира не было столь масштабных реформ, как в Узбекистане за последние годы. Благодаря добрососедской политике Ташкента сегодня страны Центральной Азии впервые начали столь открыто и искренне обсуждать злободневные региональные вопросы.

Можно продолжить многочисленные примеры осуществляемой в стране масштабной работы по строительству Нового Узбекистана, «архитектором» которого является Ш.М.Мирзиёев. В целом, растущий сегодня авторитет Узбекистана в мире – это не только результат всесторонне взвешенного, твердого и независимого внешнеполитического курса государства, но и также признание международным сообществом достижений в осуществлении демократических и рыночных реформ в стране.

Лидер нового Узбекистана – один из немногих политиков нашего времени, кто последовательно отстаивает право идти собственным путем. Суть его:

во-первых, в тщательном учете конкретно-исторических условий общества, его национальных, религиозных, культурных особенностей;

во-вторых, сочетании экономического развития и прогресса с традиционными моральными и культурными ценностями;

в-третьих, приоритете старого доброго здравого смысла над умозрительными теориями;

в-четвертых, примате патриотизма, прагматизма и творческой практики над идеологизированными концепциями.

Практические результаты воплощения подобного подхода в Новом Узбекистане говорят сами за себя. Искушенный читатель без труда увидит главное: преданность своей стране и народу, здравый смысл, высокую мораль, глубокий государственный ум, практическую сметку и железную волю политика, полностью уверенного в правоте своего стратегического курса.

Можно с уверенностью подчеркнуть, что осуществляемые в стране масштабные работы служат созданию фундамента Третьего Ренессанса в нашей стране – новой эпохи нашего национального развития, реализации национальной идеи «От национального возрождения – к национальному развитию». Самое важное, сегодня мы становимся свидетелями консолидации нашего народа, государственных органов, институтов гражданского общества и бизнес-сообщества вокруг этих идей, что является залогом достижения поставленных благородных целей.

 

А.Х. Саидов,
академик

("Правда Востока", 14.12.2020 г.)

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech