Безопасность на дорогах - наша общая забота

Ко Всемирному дню жертв

дорожно-транспортных происшествий –15 ноября 2020 г.

 

Начиная с 2005-го года, в третье воскресенье ноября, по предложению Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция № A/RES/60/5) ежегодно отмечается – Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий. В этот день международное сообщество отдает дань памяти жертвам дорожно-транспортных происшествий и выражает соболезнования членам их семей.

История этого дня началась в 1993 году в Великобритании. В этот год в Европе, на дорогах погибло наибольшее количество людей – около 50 тысяч. Мероприятия первыми стала проводить британская благотворительная организация RoadPeace, оказывающая помощь людям, пострадавшим в результате ДТП. C 1995 года день памяти поддерживает Европейская федерация жертв ДТП. Постепенно он распространился и на другие страны. Через несколько лет, в 2003 году, Всемирная организация здравоохранения, учитывая серьезность последствий дорожно-транспортных происшествий, поддержала эту инициативу. В 2005 году, ВОЗ выдвинула предложение об учреждении дня памяти на площадке ООН, которое и было принято мировым сообществом с целью повышения общественной осведомленности и рекомендации действий, снижающих количество происшествий.

Невозможно переоценить важность безопасности на дорогах, так как каждый из нас является участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира, велосипедиста и не представляет свою жизнь без транспортных средств. Да, автомобильные средства передвижения решают вопрос быстрого перемещения людей и перевозки грузов, но при этом, являются источником повышенной опасности. Ежегодно по всему миру погибают и получают травмы большое количество людей всех возрастов. Последствия сопоставимы с потерями в локальных военных конфликтах.

Так по сведениям Открытой базы данных в 2019 году на дорогах погибло около 1,4 миллиона населения планеты. Это более 3800 человек в сутки. Это значит, что почти каждые 24 секунды погибает 1 человек. Травмы в результате ДТП являются восьмой по значимости причиной смерти в мире и главной причиной смерти среди детей в возрасте 5-14 лет, а также молодежи в возрасте 15-29 лет. В свете таких показателей, можно говорить о глобальном кризисе в области безопасности дорожного движения. Можно с уверенностью сказать, что если не предпринять последовательных и действенных мер для обеспечения безопасности дорожного движения, то по прогнозам специалистов ВОЗ, к 2030 году ДТП станут седьмой по значимости причиной смерти в мире.

При такой ситуации страдают не только люди, но и экономика государств, которая теряет из-за ДТП от 3 до 5% ВВП. Последствия ДТП ложатся тяжелым бременем на сферу здравоохранения (оказание медицинской помощи), социального обеспечения (выплаты пособий по инвалидности и потере кормильца, содержание детей, оставшихся сиротами и т.д.), национальные и международную экономику (потеря трудоспособности пострадавшими в ДТП и гибель людей, это недополучение экономиками той пользы, которую принесли бы граждане своим трудом).

Проблема имеет глобальный масштаб. В связи с этим, растет необходимость в проведении мероприятий, информирующих о ситуации в данной области на всех уровнях государственных и общественных организаций.

Многое уже делается по всему миру. На телевидении и радиостанциях транслируются передачи, описывающие положение дел в защите здоровья и жизней участников движения. Проводятся различные акции, призванные привлечь внимание к факту гибели людей на дорогах, это и всенощное бдение при свечах перед затемненной Токийской башней в Японии; детские автокресла, символически изображенные с деревянными крестами в Новой Зеландии; мемориальный лес, высаженный в память жертв дорожно-транспортных происшествий в Люксембурге. Благотворительные организации производят сбор добровольных пожертвований, в пользу людей, нуждающихся в лечении после травм, полученных в результате аварий. В эти дни публикуется официальная информация о жертвах дорожно-транспортных происшествий, проводятся мероприятия, на которых рассказывается о важности соблюдения ПДД, специалистами даются советы о том, как действовать при возникновении ДТП.

На международном уровне в этот день проходят важные мероприятия, на которых выступающие говорят о существующих трудностях и делятся успехами, достигнутыми в вопросах борьбы с дорожно-транспортными происшествиями. Обсуждается важность глубокого понимания необходимости безопасности дорожного движения как насущной проблемы сегодняшней реальности. Отмечается, что проблема дорожно-транспортного травматизма – это проблема, которую можно и нужно решать посредством мер профилактики и для этого необходима твердая политическая воля как на национальном, так и на международном уровне.

Сегодня и перед Узбекистаном, закрепившем в ст. 24 Конституции право на жизнь, как неотъемлемое право каждого человека, стоит вопрос сведения на нет гибель и травматизм людей на дорогах. Органы внутренних дел, ответственные за это направление, ведут постоянную работу по сокращению случаев ДТП, что видно по цифрам, которые сообщает Пресс-служба ГУБДД МВД: количество дорожно-транспортных происшествий в Узбекистане снизилось по итогам января-августа 2020 года относительно аналогичного периода прошлого года на 12,6 процента и составило 3596 единиц. Число ДТП со смертельным исходом снизилось за отчетный период на 17,1 процента и до 991 единиц, с телесными повреждениями различной степени тяжести – на 10,8 процента до 2920 единиц, уточнили в управлении безопасности дорожного движения. Но этого еще недостаточно, так как в результате дорожно-транспортных происшествий, совершенных по неосторожности, в Узбекистане за последние три года и семь месяцев 2020 года, погибло в пять раз больше людей, чем от преднамеренных убийств, что составляет 1,5 тысячи человек, погибших в результате преднамеренных убийств и более 7,5 тысяч граждан, ставших жертвами ДТП, как сообщил Министр внутренних дел Пулат Бобожонов, в интервью, данном Национальному информационному агенству UzA.

Что же является причиной такого опасного передвижения по дорогам? Очевидно, что это не один или два фактора, а целый ряд причин, в том числе и из разряда психологических. Важным моментом является низкий уровень культуры вождения. Причинами аварий являются: превышение скорости, вождение в нетрезвом виде, пользование мобильными телефонами за рулем, неиспользование ремней безопасности, нарушения правил стоянки, неосторожность водителей, а также неудовлетворительное состояние дорог, недостаточное освящение, отсутствие тротуаров и др. Пешеходы в свою очередь совершают переход улиц в неположенном месте, передвигаются по дорогам в наушниках и смотря в телефон, что не способствует безопасности дорожного движения.

Можно с уверенностью говорить, что дорожно-транспортных происшествий больше происходит по вине водителей, чем пешеходов и еще ни один пешеход не задавил автомобиль. И сам автомобиль был изобретен пешеходами. Но это быстро забылось и складывается ощущение, что улицы созданы для людей за рулем, и пешеходы здесь лишние.

Почему же пешеходы нарушают правила перехода через дорогу? Необходимо обратить внимание на расположение переходов, и насколько они удобны для участников пешеходного движения. Зачастую, чтобы попасть в магазин, детский сад, школу или на требуемую остановку общественного транспорта человек вынужден идти до официального перехода очень большое расстояние. И это нужно учитывать в процессе организации дорожного движения. Следует также больше внимания уделять информированию о дорожных правилах и знаках на дорогах, всех потенциальных пешеходов с самого юного возраста, для подготовки их к самостоятельному и безопасному участию в дорожном движении. Большую роль в повышении безопасности для пешеходов также сыграет оборудование освещенных тротуаров вдоль всех дорог, как центральных, так и внутриквартальных и внутри махаллей, вблизи учебных заведений, развлекательных и культурных объектов. Воплощение таких предложений конечно предполагает определенные вложения, но они непременно оправдают себя, когда сохранят жизни наших граждан.

Кроме того, что следует улучшать качество дорог, необходимо улучшать систему обучения водителей. Анализируя ситуацию с количеством и тяжестью аварий, можно говорить о большом количестве водителей с неудовлетворительными навыками вождения и знаниями правил дорожного движения. Конечно, существуют ситуации, когда даже опытный водитель может не справиться с управлением автомобилем, например, в неблагоприятную погоду или при плохом состоянии дороги, но задача состоит в том, чтобы свести к минимуму количество дорожно-транспортных происшествий и их последствия.

Мало дать знания правил дорожного движения, нужно воспитать культурного и ответственного водителя. Необходим мониторинг того, какие автошколы обучали тех водителей, которые совершают ДТП и в соответствии с этим составлять рейтинг автошкол, а также определить меры применимые к автошколам, для повышения качества образования водителей.

Таких водителей, которые несут ответственность за свои действия при управлении автотранспортом: не садятся за руль в нетрезвом виде, не превышают допустимую скорость, не отвлекаются на мобильные устройства связи, соблюдают дистанцию и цветовые знаки светофора и другие необходимые правила, для безопасного нахождения на дороге всех участников дорожного движения, то есть уважают себя и тех, кто находится рядом. Именно ответственный водитель уступит дорогу пешеходу на нерегулируемом переходе, даст возможность спокойно завершить переход на светофоре и не будет создавать опасную ситуацию резким торможением и другими небезопасными действиями. И это зависит от самого водителя – соблюдать правила дорожного движения и контролировать свои эмоции, находясь за рулем. Пока, не большое количество водителей, может этим гордиться. Существующая система наказания штрафами и даже уголовной ответственностью, тоже не может в полной мере справиться с ситуацией на наших дорогах.

И при таком положении, на портале коллективных обращений Meningfikrim, звучит предложение о разрешении управлять автомобилем по достижении 16 лет. Объясняя это примером зарубежных стран и возможностью трудоустроить старшеклассников и студентов, что впоследствии будет способствовать сокращению преступности среди них. Когда речь идет о школьниках, то где уверенность, что право на вождение будет использоваться для работы, а не просто катания на машине? Кто и как будет это контролировать?

Из данных, предоставленных Агентством новостей Подробно.uz. только в Ташкенте с 1 января по 7 июля 2020 года произошло в общей сложности 320 дорожно-транспортных происшествий. В 284 из них были зарегистрированы телесные повреждения, количество получивших телесные повреждения в данных ДТП, в этом году зафиксировано 384, летальным исходом завершились 36 происшествий. Анализ возраста водителей, ставших участниками дорожно-транспортных происшествий за указанный период времени показал, следующее:

– водители 18-22 лет – 34 ДТП), из них 3 со смертельным исходом;

– водители 23-27 лет – 64 ДТП, из них 9 с летальным исходом;

– водители 28-32 лет – 63 ДТП, из них 6 с летальным исходом;

– водители 33-37 лет – 54 ДТП, из них 5 с летальным исходом;

– водители 38-42 лет – 22 ДТП, из них 2 с летальным исходом;

– водители 43-47 лет – 23 ДТП, из них 3 с летальным исходом;

– водители 48-52 лет – 18 ДТП, из них 3 с летальным исходом;

– водители 53-60 лет – 22 ДТП, из них 3 с летальным исходом;

– водители от 60 и старше – 20 ДТП, из них 2 с летальным исходом.

В результате можно говорить, что группой риска являются водители от 18 до 37 лет, на их долю пришлось 215 дорожно-транспортных происшествий, в 23 из которых погибли люди.

И это при условии, что управлять автотранспортом можно с 18 лет. А что будет, если при существующих условиях в автошколах, состоянии дорог и других дорожных устройств за руль сядут как морально, так и физически не сформировавшиеся личности? Есть вероятность, что предположение о сокращении преступности не реализуется, а преступления перейдут из разряда хулиганства, в разряд причинения телесных повреждений разной тяжести и до не предумышленного убийства.

Рассматривая положение дел в зарубежных странах, где детей обучают водить машину сами родители, с довольно раннего возраста и на протяжении длительного времени, при совершенно другом состоянии дорожного покрытия и прочих условий. Даже при всем этом, права 16-летние получают после серьезного экзамена и возможно не с первого раза.

Можно говорить о снижении возрастного ценза для получения прав на управление автотранспортным средством, при внесении качественных изменений в процесс обучения вождению. Это оснащение специально отведенных и оборудованных площадок для занятий вождением. Привлечение для подобного рода обучения, на основе волонтерского движения, профессиональных водителей и сотрудников Государственной автоинспекции скорее всего уже ушедших на заслуженный отпуск. Введение в школьное образование, на факультативной основе, уроки «автодела», где и давать возможность изучать правила дорожного движения, разбираться в строении автомобиля, приобретать навыки вождения. Но это станет возможно при материальном переоснащении школ для приобретения учебного автомобиля, оплаты преподавателя, оборудования специального класса и других учебных материалов.

Решение данной проблемы требует согласованных и долговременных усилий со стороны органов государственной власти, гражданского общества и средств массовой информации. Широкомасштабное осведомление о проблеме смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, которые можно предотвратить при обязательном соблюдении уже действующих законов в этой области всеми участниками дорожного движения, обустройством достаточного количества мест стоянок транспорта, удобных и рациональных тротуаров и переходов, вниманием к состояния дорог, особого внимание к качеству обучения в автошколах, к мерам по укреплению служб для оказания неотложной медицинской помощи.

Основываясь на анализе существующей ситуации в сфере дорожного движения, ответственным органам стоит уже сегодня предпринимать действия для программно-целевого подхода в решении проблем аварийности на дорогах страны. Действовать, ради спасения жизни ныне живущих, это то, что мы можем сделать в память о тех, кто погиб на дорогах всего мира.

 

Нонна Сафарова,
сотрудник Национального центра
Республики Узбекистан
по правам человека

("Правда Востока", 14.11.2020 г.)

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech