Конституция Нового Узбекистана

Конституция Нового Узбекистана:
защита прав человека и атмосфера толерантности

 

Приоритеты в области прав человека

В этом году международное сообщество отмечает 75-летие принятия Всеобщей декларации прав человека. Права человека занимают центральное место в проводимых реформах по политико-правовой и социально-экономической модернизации Нового Узбекистана. Узбекистан поддерживает «Призыв ООН к действиям в интересах прав человека».  Стратегия «Узбекистан – 2030» соответствует Целям устойчивого развития ООН до 2030 года и направлена на обеспечение принципа «Никого не оставлять позади».

В апреле 2023 года впервые проведен конституционный референдум, краеугольным камнем которой стало обеспечение прав и интересов человека, защита человеческого достоинства. В Конституции подтверждена приверженность принципам прав человека, свободы слова и совести, равенства всех граждан независимо от их национальности, языка и религии.

В июле т.г. проведены внеочередные выборы Президента, которые были организованы в соответствии с национальным законодательством и международными избирательными стандартами. Долгосрочные миссии от ряда международных организаций, включая ОБСЕ, ОИС, СНГ, ОТГ, Европейский парламент и другие, наблюдали за всем избирательным процессом.

В качестве члена Совета ООН по правам человека мы реализуем Национальную стратегию по правам человека. За последние 3 года осуществлено следующее:

  1. Узбекистан ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов, реализуются правовые, административные меры по совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью.
  2. В октябре 2023 года проведен международный форум по правам молодежи и принята Центрально-азиатская декларация по правам молодежи.
  3. Узбекистан полностью ликвидировал детский труд и добился значительных результатов в сфере принудительного труда. Международные организации (МОТ, Всемирный банк, «Коттон кампейн») позитивно отмечают искоренение детского труда в период хлопковой кампании. В новой Конституции гарантирован запрет детского и принудительного труда, и установлена уголовная ответственность за такие действия.
  4. В стране активно реализуется Стратегия по достижению гендерного равенства до 2030 года. В марте 2023 года принят важный закон, который предусматривает дополнительные меры по защите женщин и детей от насилия. Введена уголовная ответственность за домашнее насилие, усиливается ответственность за сексуальные преступления против детей. Данный закон получил широкую международную поддержку, в том числе, от международных правозащитных организаций.
  5. 5. Узбекистан публично осуждает применение пыток. Президентом страны в выступлениях подчеркнута абсолютная недопустимость пыток, а также неотвратимость ответственности за пытки. Пытки и другие виды насилия запрещены на конституционном и законодательном уровнях. Согласно рекомендациям уставных органов и договорных комитетов ООН создан Национальный превентивный механизм по предупреждению пыток по модели «Омбудсман плюс». Полномочиями проведения мониторинга пенитенциарных учреждений наделены также Детский омбудсман, Национальный центр по правам человека и Бизнес-омбудсман. Внесены поправки в Гражданский кодекс, предусматривающие порядок возмещения причинённого вреда потерпевшим от пыток, что позволит оказать социальную, правовую, психологическую и медицинскую помощи жертвам пыток.
  6. Узбекистан активно участвует во Всемирной программе ООН в сфере обучения правам человека. В стране реализуется Национальная программа образования в области прав человека. В системе профессионального и высшего образования внедряются учебные и специальные курсы «Права человека», «Права женщин», «Права ребенка». Открываются учебные курсы по правам лиц с инвалидностью, женщин, детей и мигрантов. На постоянной основе издается серия пособий и брошюр по правам человека, а также запущена Электронная платформа по образованию в области прав человека.
  7. За последний короткий период нам удалось достичь значительного прогресса во взаимодействии со структурами ООН по правам человека. В марте т.г. состоялся визит Верховного комиссара ООН по правам человека Ф.Тюрка. Нами направлено постоянное приглашение всем мандатариям СПЧ посетить нашу страну. Мы принимаем во внимание рекомендации Специальных докладчиков ООН по таким вопросам, как свобода религии или убеждений, независимость судей и адвокатов, а также защита прав человека в условиях противодействия терроризму.

Узбекистан твердо придерживается своих международных обязательств в области прав человека. Вместе с этим мы понимаем, что мы только в начале этого пути, и рассчитываем на поддержку наших международных партнеров.

 

Межконфессиональная толерантность

Религия играет важную роль в общей истории человечества и в современных обществах. Религиозная свобода имеет долгую и сложную историю. Религия может объединять людей, но чаще всего она действовала наоборот, разделяя их на противоборствующие стороны, каждая из которых считала, что её сторона священна. Как известно, ведущими основателями религиозной свободы были два уроженца Виргинии, президенты США Томас Джефферсон и Джеймс Мэдисон. Сегодня "Виргинский статут о религиозной свободе" (Билль о религиозной свободе) играет ключевую роль в развитии религиозной свободы.

Право на свободу религии или убеждений является основным правом каждого человека. Как универсальное право человека, свобода религии или убеждений обеспечивает уважение к разнообразию. Ее свободное осуществление напрямую способствует демократии, развитию, верховенству закона, миру и стабильности. Нарушения свободы религии или убеждений могут усиливать нетерпимость и часто являются ранними показателями потенциального насилия и конфликтов.

Роль религии в формировании общественной повестки дня и обязанности государств по защите прав человека всех людей становятся  все  более  важными аспектами международных отношений и национальной политики. В большинстве многокультурных демократических обществ или стран, где принцип «светскости» закреплен в конституции, центральное место в политических дебатах, судебной политике и повседневной жизни людей стала занимать проблема нейтральности общественной сферы. 

 Это усиление акцента на «светскости» тесно связано с необходимостью одновременно  реагировать на религиозный  плюрализм  в  рамках множества  различных  институциональных  структур и адаптировать модели взаимоотношений  между  религией  и  государством  таким  образом,  чтобы  они  не противоречили правам человека.

Светскость – это опора единого Узбекистана. Если духовность – это личное дело каждого, то светскость касается всех нас. Светскость в Узбекистане означает свободу быть верующим или неверующим, возможность отправлять свои религиозные обряды, если при этом соблюдается общественный порядок. Светскость заключается в нейтральной позиции государства и ни в коем случае не означает устранение религий в обществе и общественном пространстве.

В современном быстроменяющемся мире, охваченном различными процессами глобализации и регионализации, светское государство есть не дань моде, а обязательное условие комфортного существования многоконфессионального общества и плодотворного сотрудничества государства и религиозных объединений, преследующих одну общую цель – создание лучших условий жизни своим гражданам, а также поддержания достойного, высокого уровня жизни.

Религия является одним из важнейших факторов, которые оказывают влияние на развитие общества, государства, каждого индивида в отдельности. Реформы в сфере религиозной свободы – составная часть политико-правовых реформ в Новом Узбекистане. В стране осуществляются последовательные реформы в политической и судебно-правовых сферах, повышении роли институтов гражданского общества, в том числе в сфере религиозной свободы.

С 2019 года проведено 30 онлайн и офлайн встреч с международными партнерами и институтами гражданского общества, в частности, с религиозными конфессиями по вопросам свободы совести и религиозных организаций. На регулярной основе организуются визиты экспертов и религиозных деятелей в Узбекистан, в рамках которого проводится межконфессиональный диалог. В мае 2022 г. в г.Бухара был проведен международный форум «Диалог деклараций».

В соответствии с новым Законом за последние 3 года 48 религиозных организаций были зарегистрированы в органах юстиции, таким образом, общее число достигло более 2,3 тысяч религиозных организаций.

Узбекистан придает исключительное значение вопросам обеспечения религиозной свободы в стране. В стране накоплен многовековой исторический опыт совместного проживания различных конфессий и различных этносов. Испокон веков, на протяжении многих тысячелетий на его территории сосуществовали различные религии и верования. Никогда в нашей стране не было противостояния традиционных конфессий. Это не только то, что нам передано, но это заложено в основе наших традиций.

Узбекистан не рассматривает отдельно вопросы религиозной свободы, вероисповедания и безопасности. Поддерживая положения Бейрутской декларации и 18 изложенных в ней обязательствах в отношении «Веры за права человека», на всенародном референдуме принята новая Конституция. Она определила «пять основ» Нового Узбекистана как суверенного, демократического, правового, социального и светского государства (статья 1), определяющих путь развития и будущее страны, которые «никогда не изменятся».

Конституцией Узбекистана свобода совести гарантируется для всех, каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов (статья 35).

Опираясь на принципы секуляризма и свободы совести в новой Конституции закреплены равенство, равное уважение к каждому человеку, свобода совести, отсутствие государственного вмешательства, отделение религии от государства (статья 75).

Политика обеспечения свободы совести каждого, независимо от его национальности, языка, религии и социального происхождения, создания всех необходимых условия для свободной деятельности всех религиозных конфессий, обеспечения мирного сосуществования национальностей и конфессий в нашей стране продолжится и в дальнейшем. В новой Конституции мы ещё раз подчеркнули необходимость межрелигиозного и межнационального согласия – чрезвычайно важная вещь вообще всегда, а в данный момент особенно.

В нашем разнообразном мире концепции толерантности и недискриминации — это не просто идеалы, они являются необходимостью. Одним из важнейших приоритетов государственной политики Узбекистана является развитие культуры толерантности и гуманизма, укрепление межнационального, межконфессионального и гражданского согласия в обществе.

Обеспечение межнационального согласия и религиозной толерантности определены одним из приоритетных направлений Стратегии «Узбекистан – 2030». Реализуется Концепция государственной политики Республики Узбекистан в сфере межнациональных отношений. В Узбекистане вещание теле- и радиопередач и программ осуществляется на 12 языках, газеты и журналы издаются на более чем 10 языках. Около 20% общеобразовательных школах в стране обучение ведется на 7 языках.

С 2019 года Узбекистан реализовал пять гуманитарных операций «Мехр» по возвращению соотечественников из зон вооруженных конфликтов. Узбекистан репатриировал 531 человек, в основном женщин (121 чел.) и детей (379 чел.) из Сирии, Ирака и Афганистана.

В июне 2023 года в штаб-квартире ООН международная общественность из первых уст услышала истории репатриантов, которые, вернувшись в Узбекистан, начали новую жизнь.

Модель Узбекистана по репатриации соотечественников, основанная на нормах международного права и принципах сотрудничества с международными партнерами, может служить в качестве передового опыта репатриации, с обеспечением наилучших интересов ребенка и полноценной реинтеграцией женщин, возвращающихся из зон конфликта

 

 

А.Х. Саидов

Директор Национального центра

Республики Узбекистан по правам человека

Нажмите на кнопку ниже, чтобы прослушать текст Powered by GSpeech