Общая информация
22–23 ноября 2018 года в г. Самарканд состоялся Азиатcкий форум по правам человека на тему «Итоги 70-летия Всеобщей декларации прав человека: вызовы времени и реальность». В работе Азиатского форума по правам человека приняли участие представители международных организаций, таких как ООН, УВКПЧ, МОМ, МОТ, Парламентская ассамблея ОБСЕ, БДИПЧ ОБСЕ, Азиатская парламентская ассамблея, Независимая постоянная комиссия ОИС по правам человека, СНГ, а также зарубежные эксперты из 20 стран мира.
Самаркандская декларация по правам человека была принята участниками Азиатского форума по правам человека, которая 6 февраля 2019 года утверждена в качестве документа 73-сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
По итогам Азиатского Форума были отмечены важность и необходимость проведения данного форума на регулярной основе в целях укрепления международного и регионального сотрудничества в области прав человека.
10 декабря 2022 года начинается всемирная кампания по празднованию 75-летия принятия Всеобщей декларации прав человека, провозгласившая впервые в истории человечества необходимость защиты основных прав человека.
После провозглашения Всеобщей декларации прав человека, международное сообщество признает права человека и основные свободы, способствует их соблюдению посредством норм и механизмов международного права прав человека. Одно из этих прав – право на образование – является исходным пунктом, открывающим путь к обладанию всеми правами человека. Оно включает образование в области прав человека, право на изучение этих прав, а также методы и средства защиты и продвижения прав человека в наших сообществах. Образование и подготовка в области прав человека – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни и касающийся всех возрастов.
Положения об образовании в области прав человека включены во многие международные инструменты и документы, кульминацией этого процесса установления стандартов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2011 года Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, которая гласит, что:
каждый человек и каждый орган общества должен стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению прав человека и основных свобод;
каждый человек имеет право на образование и что образование должно быть направлено на всестороннее развитие человеческой личности и чувства достоинства, давать возможность всем лицам быть полезными участниками свободного общества и способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими или религиозными группами, а также содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира, безопасности и поощрению развития и прав человека.
Приняв Декларацию ООН об образовании и подготовке в области прав человека, государства-члены выразили согласие, что образование и подготовка в области прав человека являются приоритетом для международного сообщества и всех государств. Декларация подтвердила ответственность государств за поощрение и обеспечение образования и подготовки в области прав человека и создание безопасной и благоприятной среды для участия всех соответствующих субъектов, включая учебные заведения, организации гражданского общества, национальные институты по правам человека и частный сектор.
Инициатива о проведении Глобального форума была выдвинута Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и 46-й сессии Совета по правам человека.
Образование и подготовка по правам человека имеют фундаментальное значение для поощрения всеобщего уважения и соблюдения всех прав человека и основных свобод для всех в соответствии с принципами универсальности, неделимости и взаимозависимости прав человека. Образование в области прав человека основано на принципе широкого участия и ориентировано на потребности учащихся, оно дает им знания и важные навыки, необходимые для критического анализа и практической деятельности. Оно позволяет людям узнать о своих правах и требовать их эффективного удовлетворения, помогает представителям власти и другим лицам, ответственным за защиту и обеспечение прав, понять, насколько важно выполнять эти обязательства. Оно крайне важно для обеспечения полноправного участия людей во всех процессах принятия решений, затрагивающих их жизнь, – политических, экономических, социальных, культурных и экологических, и для предотвращения правонарушений, насилия и конфликтов.
Идеи и принципы этой Декларации оказали влияние на многие направления международной деятельности в сфере образования.
Еще одним важном документом, направленным на образование, является Цели устойчивого развития (ЦУР) ООН. В четвертой цели в области устойчивого развития содержится призыв обеспечить всеохватное и справедливое качественное образование и поощрять возможности обучения на протяжении всей жизни для всех, чтобы молодые люди и значительная доля взрослого населения имели доступ к бесплатному, качественному образованию и профессиональной подготовке. Получение образования закладывает основу для улучшения социально-экономических условий жизни людей и играет ключевую роль в обеспечении выхода из нищеты.
В задаче 7 цели 4, касающейся всеохватного и справедливого качественного образования, предусматривается: «К 2030 году обеспечить, чтобы все учащиеся приобретали знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию, в том числе посредством обучения по вопросам устойчивого развития и устойчивого образа жизни, правам человека, гендерного равенства, пропаганды культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия и вклада культуры в устойчивое развитие».
10 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всемирную программу образования в области прав человека для содействия осуществлению программ образования в области прав человека во всех секторах. Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) осуществляет глобальную координацию Всемирной программы.
Всемирная программа представляет собой постоянно реализуемую инициативу, строящуюся на основе последовательных этапов в целях содействия осуществлению программ образования в области прав человека во всех секторах и государства-члены должны продолжать внедрение образования в области прав человека в системах начальных и средних школ, в системе высшего образования и в программах подготовки в области прав человека для учителей и просветителей, гражданских служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих на всех уровнях, а также представителей СМИ.
Всемирная программа образования в области прав человека является полезным инструментом, который служит подспорьем в деле активизации осуществления Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека на национальном уровне.
Всемирная программа состоит из последовательных этапов, чтобы сфокусировать национальные усилия по образованию в области прав человека на конкретных секторах и проблемах:
первый этап (2005–2009 гг.) относился к образованию в области прав человека в начальной и средней школах;
второй этап (2010–2014 гг.) был посвящен образованию в области прав человека в системе высшего образования и программах профессиональной подготовки учителей и преподавателей, государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов и военного персонала;
на третьем этапе (2015–2019 гг.) особое внимание было уделено подготовке сотрудников средств массовой информации в области прав человека в знак признания жизненно важной роли свободных, независимых и плюралистических СМИ в поощрение справедливости, отказа от дискриминации, уважения прав человека;
с 2020 по 2024 год осуществляется четвертый этап Всемирной программы образования в области прав человека, который направлен на воспитание и обучение молодежи в духе равенства, соблюдения прав человека и не дискриминации, позволяющие создать инклюзивное мирное общество.
Молодежная стратегия Организации Объединенных Наций 2018 года обязывает ООН наращивать усилия по продвижению и поощрению уважения прав молодых людей и поддерживать их гражданскую и политическую активность, в том числе посредством образования в области прав человека.
Образование в области прав человека – это важная стратегия расширения прав и возможностей молодых людей как источника перемен, отстаивающих свои права человека и права других людей. Активизация усилий по реализации образования в области прав человека для молодежи, и с участием молодежи путем использования плана действий четвертого этапа Всемирной программы в качестве ориентира для подведения итогов и дальнейших действий является жизненно важным вкладом в мирное, справедливое и устойчивое будущее.
В ходе четвертого этапа Всемирной программы государствам и соответствующим заинтересованным сторонам рекомендуется активизировать усилия в целях достижения прогресса в осуществлении трех предыдущих этапов с особым акцентом на:
достижение прогресса в осуществлении – с уделением особого внимания женщинам, девочкам и детям – и налаживание взаимодействия с группами и лицами, находящимися в уязвимом положении в соответствии с целью Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года «никого не забыть», а также консолидацию проделанной работы;
организацию образования и подготовки по правам человека для преподавателей в рамках формального и неформального образования и подготовки, в частности для тех, кто работает с детьми и молодежью;
проведение соответствующих исследований и оценок, обмен информацией о передовой практике и извлеченных уроках, а также распространение информации среди всех действующих лиц.
Кроме того, роль образования в утверждении и защите прав человека подчеркивается во многих международных документах ЮНЕСКО, МОТ.
За последние годы с целью выполнения, принятых на себя обязательств по международным договорам в области прав человека, в Узбекистане осуществляются системные меры, направленные на обучение правам человека. В частности, в 2019 году принята Национальная программа действий и «дорожная карта» по выполнению положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека.
Указом Президента Республики Узбекистан от 22 июня 2020 года принята Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека, предусматривающая реализацию 78 конкретных мер. Они тесно связаны с задачами достижения Целей устойчивого развития на период до 2030 года, вхождения Узбекистана в ряд 50 ведущих стран мира по международным рейтингам и индексам в сфере прав и свобод человека.
В рамках Национальной стратегии на Министерство высшего и среднего специального образования и Министерство народного образования Республики Узбекистан возложены задачи по внедрению учебных курсов «Права человека», «Права женщин», «Права ребенка» в высших образовательных учреждениях и учебных центрах переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе судей и сотрудников правоохранительных органов, а также дошкольных и общеобразовательных учреждениях, академических лицеях и колледжах.
Распоряжением Президента Республики Узбекистан от 7 июня 2021 года №Р-5664 «Об образовании Национальной комиссии по реализации четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека в Республике Узбекистан» предусмотрена разработка Национальной программы образования в области прав человека с учетом норм международных договоров и стандартов, рекомендаций правозащитных структур ООН, а также исторических, национальных и культурных ценностей узбекского общества.
Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека подготовлен проект Национальной программы образования в области прав человека Республики Узбекистан и «Дорожная карта» по реализации Национальной программы образования в области прав человека Республики Узбекистан.
Учитывая, принятые обязательства страной в рамках вышеуказанных международных документов, в целях эффективной реализации задач, обозначенных в Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, а также новые вызовы и проблемы, порождённые пандемией и ее последствиями, встает вопрос выработки новых подходов, новых методологий и практик в организации и содержании образования по правам человека.
ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ФОРМАТ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ГЛОБАЛЬНОГО ФОРУМА
Основная цель Форума – подведение промежуточных итогов реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы ООН в области образования по правам человека, презентация передового опыта, практики и инновационных подходов в данной сфере, обмен мнениями и выработка рекомендаций по совершенствованию системы образования и подготовки в области прав человека на международном, региональном и национальном уровнях.
В соответствии с резолюцией Совета по правам человека ООН 51/2 «Всемирная программа образования в области прав человека» от 6 октября 2022 года, в ходе Глобального форума будут обсуждены предложения по целевым секторам, основным областям или тематическим вопросам прав человека для пятого этапа Всемирной программы, учитывая возможную синергию с Повесткой дня на период до 2030 года и другими соответствующими инициативами по образованию и подготовке в области прав человека.
Задачи Форума:
обсуждение международного, регионального и национального опыта и подходов к обучению правам человека, связанных с реализацией положений Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы ООН в области образования по правам человека;
изучение вклада образования и обучения в области прав человека в решение текущих проблем, в частности, дискриминации и предотвращения насильственного экстремизма;
анализ информации об осуществлении образования и подготовки в области прав человека на национальном уровне за последние годы и подготовка предложений;
обмен информацией на всех уровнях, в том числе путем выявления, сбора и распространения информации о передовом опыте и извлеченных уроках, а также о существующих материалах, учреждениях и программах;
подготовка предложений по целевым секторам, основным областям или тематическим вопросам прав человека для пятого этапа Всемирной программы образования в области прав человека;
придание дальнейшего импульса национальному осуществлению образования и подготовке в области прав человека в предстоящие годы в соответствии с Декларацией ООН об образовании и обучении в области прав человека и Задачей 4.7 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
Формат Глобального Форума
В соответствии с инициативой Президента Республики Узбекистан на 76-сессии Генеральной Ассамблеи ООН и 46-сессии Совета по правам человека, 5–6 декабря 2022 года под эгидой УВКПЧ ООН в г. Самарканде в гибридном формате состоится Глобальный Форум «Образование в области прав человека».
Данный формат даст возможность большей аудитории, экспертам со всего мира подключиться виртуально и принять участие в ее дискуссионных сессиях.
Глобальный Форум будет включать в себя церемонию открытия, закрытия, пленарные и параллельные сессии с участием международных экспертов, специалистов, представителей государственных органов, специализированных образовательных учреждений, ННО и других институтов гражданского общества, высокопоставленных лиц.
Во время пленарных и параллельных сессий модераторы будут играть основную роль в поддержании целенаправленных обсуждений, активно вовлекая аудиторию, используя также социальные сети.
В процессе дискуссий участники получат возможность обменяться информацией на всех уровнях, в том числе путем выявления, сбора и распространения информации о передовом опыте и извлеченных уроках, а также о существующих материалах, учреждениях и программах.
В ходе Глобального Форума планируется выработать рекомендации по совершенствованию системы образования и подготовки в области прав человека на международном, региональном и национальном уровнях в соответствии с Декларацией ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Задачей 4.7 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, что даст новый импульс осуществлению образования и подготовки в области прав человека на национальном уровне в предстоящие годы
Программа Глобального Форума «Образование в области прав человека»
В рамках Форума планируется проведение 2-х Пленарных заседаний:
Пленарное заседание № 1
Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека: достижения и современные вызовы, в рамках которого будут обсуждены ход реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека, принципы и подходы в целях достижения эффективного обучения правам человека, а также достижения, извлеченные уроки и выводы, с учетом развития технологий и современных вызовов в области образования по правам человека в различных частях мира.
Пленарное заседание № 2
Совершенствование системы образования и подготовки в области прав человека на международном, региональном и национальном уровне, в рамках которого будет обмен мнениями и выработка рекомендаций по совершенствованию системы образования и подготовки в области прав человека на международном, региональном и национальном уровнях.
В рамках Форума будут организованы параллельные сессионные занятия «Разнообразие и единство принципов и подходов формального образования по правам человека на глобальном, региональном и национальном уровнях», где участниками в 4 сессионных заседаниях будут обсуждены вопросы:
образование в области прав человека детей школьного возраста: принципы, подходы и современные вызовы;
образование в области прав человека в высших учебных заведениях: принципы, подходы и современные вызовы (COVID-19, развитие технологий, интернет ресурсов, геополитика и др.);
обеспечение беспрерывного образования в области прав человека для представителей юридических профессий (суды, правоохранительные органы, адвокатура): принципы, подходы и современные вызовы;
неформальное образование в области прав человека для гражданского общества: принципы, подходы и современные вызовы (с фокусом на гендерные аспекты, инклюзивность, вопросы миграции и масс медиа).
В ходе пленарных и сессионных заседаний будут представлены лучшие практики образования в области прав человека на международном, региональном (Азия, Америка, Африка, Европа) и национальном уровнях.
Образование в области прав человека в неформальной среде играет важную роль и существенно дополняет обучение правам человека в сфере формального образования, расширяя доступ, особенно для молодежи в условиях изоляции и уязвимости, предлагая платформу для экспериментов с новыми методиками.
В рамках второго дня Форума планируется проведение «мастер-классов по правам человека», где ведущие профессора по правам человека из различных университетов мира проведут «мастер-классы» по преподаванию прав человека в юридических учебных заведениях Узбекистана (Ташкент, Самарканд, Наманган, Нукус, Термез и др.). Доступ к данным «мастер-классам» будет предоставлен как для оффлайн, так и для онлайн участников. Анонсирование таких лекций будет проводиться заблаговременно до начала форума.
Ожидаемые результаты:
подведение итогов реализации Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека и Всемирной программы ООН в области образования по правам человека;
анализ сферы применения, существующих международных и региональных инструментов и подходов к образованию в области прав человека;
продвижение на международной арене опыта и лучших практик в области образования по правам человека;
выделение ключевых задач для различных групп по реализации Всемирной программы ООН в области образования по правам человека;
выработка конкретных рекомендаций по целевым секторам, основным областям или тематическим вопросам прав человека для пятого этапа Всемирной программы образования в области прав человека;
корректирование программы образования и рекомендаций с учетом постпандемийных тенденций;
выработка рекомендаций по совершенствованию системы образования и подготовки в области прав человека на международном, региональном и национальном уровнях.
Организация Форума Национальный организатор Форума:
Правительство Республики Узбекистан, представленное Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека.
Международные партнеры:
Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, Региональное отделение УВКПЧ ООН по Центральной Азии, Страновая команда ООН, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, Координатор проектов ОБСЕ в Узбекистане, ЮНИСЕФ, Совет Европы, Фонд им. Ф. Эберта и другие международные партнеры.
Участники:
Глобальный форум предполагает участие национальных и зарубежных экспертов, представителей национальных институтов по правам человека, академического сообщества, институтов гражданского общества, средств массовой информации, преподавателей и студентов образовательных учреждений, а также представителей международных и региональных организаций.
Онлайн регистрация участников Форума проводится на сайте www.asianforum.uz
Дата и место проведения:
5–6 декабря 2022 г, г. Самарканд
Рабочие языки:
Узбекский, английский, русский
Контактная информация:
Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека
Эл. адрес: info@nhrc.uz
Телефон / Факс: (+ 998 71) 239 47 22
- Добавлено: 07.11.2022
- Просмотров: 6286
- Распечатать